Концерт для «галочки»

То, что происходило в малом зале консерватории 26 марта, назвать концертом в полном смысле этого слова сложно. Речь идёт о концерте фортепианной музыки студентов класса профессора Е. А. Сурина. Неприятное впечатление произвёл практически пустой зал и полное отсутствие педагогов кафедры – прямое свидетельство соответствующего отношения к мероприятию и уровня, на котором находится концертная жизнь рядовых студентов. Порадовала пунктуальность (концерт начался ровно в 18.00), программа и уровень профессиональной подготовки студентов (преимущественно младших курсов).

Я не впервые присутствовала на классном концерте Е. А. Сурина – в конце прошлого семестра это была музыка классиков, а этот концерт был посвящён музыке романтиков. Первоначально программа состояла из 7 номеров, но, как в более чем кратком вступительном слове объявил Евгений Александрович, «волею судьбы» два последних исполнителя с самыми большими программами играть отказались. Открыл вечер первокурсник А. Волотов I частью сонаты № 8 Бетховена. Мне показалось, что опрометчиво было ставить этот номер в начало программы: произведение явно недоучено и поэтому прозвучало не в темпе, неуверенно и неубедительно.

Два следующих произведения оставили более приятное впечатление –Интермеццо с балладой и рапсодия Брамса были исполнены К. Славянской свежо, в характере и эмоционально разнообразно. А вот интерпретация вальса Es-dur Шопена в исполнении той же пианистки показалась не очень удачной: вальс прозвучал слишком ровно, патетично и, скорее, «по-бетховенски». У немногочисленных слушателей и лично у меня бурю восторга вызвало выступление первокурсника Максима Строкина, подающего, на мой взгляд, большие надежды. Он исполнил «Грёзы любви» Листа и «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Оба произведения прозвучали очень верно и уверенно; всё в нужном темпе и с большим чувством. Завершили концерт полонез и вальс Шопена в исполнении А. Колонтаевой. По технике и эмоциональной подаче это было менее ярко, но, тем не менее, прозвучало «по-шопеновски»; а звуки вальса на мгновение перенесли в музыкальный салон XX века.

В целом впечатление осталось благоприятное; я в душе искренне порадовалась за начинающих исполнителей, которые постоянно держат себя в форме и играют большое количество разнообразной музыки. Огорчило другое: каждый из них, как мне кажется, достоин того, чтобы играть не только для себя и своих друзей, но и для маститых пианистов, способных дать толковый профессиональный совет. Подобные концерты, как это ни печально, в конечном итоге проводятся больше для отчёта, чем для повышения профессионального уровня студентов-пианистов нашей консерватории.

Педагоги фортепианной кафедры! Ходите на выступления своих воспитанников! Ваше внимание и участие в их концертной жизни – залог их успешной профессиональной карьеры.

Екатерина Пагу