Импровизация длиною в жизнь

В минувшее воскресенье (23 апреля 2017), когда с неба лились, надеюсь, последние отзвуки непредсказуемой ростовской зимы, в музыкальном театре прошел, не побоюсь этого слова, мега-концерт «Мир джаза». В вечере приняли участие лучшие джазмены не только Ростова-на-Дону, но и всей страны: народный артист России саксофонист и большой энтузиаст джаза Игорь Бутман, пианист-виртуоз Олег Аккуратов, известная австралийская вокалистка из Нью-Йорка Fantinе, первоклассный российский ударник Эдуард Зизак, великолепный гитарист Евгений Побожий, легенда российского джаза – тромбонист и бэнд-лидер Виктор Бударин. Перед слушателями выступил и биг-бэнд Ростовского колледжа искусств. Всех их объединила творческая личность известнейшего контрабасиста, заведующего эстрадно-джазовым отделением колледжа и доцента консерватории им. С. В. Рахманинова – Адама Мартыновича Терацуяна, отмечающего две юбилейные даты: 60 лет со дня рождения и 30 лет педагогической деятельности.

Перед началом представления наблюдались все атрибуты ажиотажа: забитый до отказа зал, слушатели, гроздьями свисающие с балкона, любители джаза, стоящие между рядами и непонятно как вообще пробравшиеся на концерт.

Главным героем представления, естественно, был юбиляр. Он не только большую часть вечера блестяще играл на контрабасе (импровизационная свобода, свинг, все ясно и без излишеств), но и руководил биг-бэндом, для которого сам создал очень изящные и удобные аранжировки.

Вообще, присутствие джазового оркестра на сцене подчеркивает имидж Ростова как «города биг-бэндов». Сразу начинаешь понимать то огромное влияние, которое оказал Ким Назаретов и его коллектив, контрабасистом которого на протяжении нескольких лет был Адам Терацуян, на всю ростовскую школу джаза. Тут важно то, что студенты колледжа прекрасно соответствовали богатству, заложенных в них традиций.

Открыло вечер, без какого-либо вступительного слова, произведение Олега Аккуратова «Funky Birthday». В начале на сцену вместе с трубачом Иваном Акатовым вышли музыканты ритм-секции – Олег Аккуратов (фортепиано), Евгений Побожий (гитара), Эдуард Зизак (ударные), Адам Терацуян (контрабас). Далее к ним подключились Игорь Бутман (тенор-саксофон) и Павел Овчинников (тромбон). Это была несколько иная версия, чем та, что я слушал на «Библиоджазе» (там Аккуратов использовал излюбленный им скэт с большим количеством цитат) – более приглаженная для такого большого количества солистов, с очень традиционным и потому весьма стильным и ярким подходом к импровизации. Вторым музыкальным подарком от Олега стала пьеса «Арарат» с терпким армянским колоритом, выделившаяся необычным для джаза бурдоном смычка на контрабасе, имитирующим характерный для дудука «дам».

Как и любой юбилейный вечер, концерт не обошелся без поочередного произнесения поздравительных «тостов». Игорь Бутман, настроенный, как обычно, на позитив, с юмором отметил в своей речи, что вот уже во второй раз посвятил Адаму Мартыновичу пьесу «Ностальгия»: «Изначально, написал и посвятил ее ему. Потом я посвящал еще другим более важным людям…». Композиция полна задушевной романсовой лирики, которую саксофонист наполнил головокружительными импровизациями, полными потрясающих слух тембровых эффектов. Тут он проявил общую для многих выступающих тенденцию к постепенному стилевому усложнению в соло: от более-менее традиционного свинга до почти нео-бопового звучания.

Fantine, по словам Адама Мартыновича, прошла посвящение в ростовчанки, исполнив несколько популярных мелодий. Наиболее ярко, даже ошеломляюще, с ее прекрасным тембром голоса, прозвучала песня «Feeling Good» Лесли Брикасса и Энтони Ньюли, давно уже ставшая символом блюза для массового слушателя.

С «израильским», как он сам выразился, поздравлением приехал самый давний друг Терацуяна – Александр Канцберг (саксофон-сопрано). Еврейский колорит ощущался только в обрамляющем композицию вступлении, центр же составила песня «Bei Mir Bist Du Schön» Шолома Секунда в аранжировке для биг-бэнда, прозвучавшая как «наш ответ» западному riverboat-стилю. Блестяще выступали молодые музыканты, ученики Адама Терацуян – Павел Филиппов (контрабас), Виталий Хитушка (аккордеон), а также сын юбиляра Филипп со своей авторской композицией «Felicity».

В целом, музыканты были на высоте, а уровень эффектности зашкаливал. Великолепному шоу соответствовали и неожиданные выходы артистов посреди номера (особенно запомнилось, как Эдуард Зизак одной рукой играл риф, а другой – театрально, палочкой – приглашал биг-бэнд на сцену), и остроумные модуляции из одной композиции в другую (из «My Way» в «Happy Birthday» у Олега Аккуратова, не забывшего при переходе «вставить» немного оперного речитатива).

В заключении прозвучала песня «Наш любимый Ростов», автором которой (музыка, текст и аранжировка) является сам Адам Терацуян. Композиция эта была полна ностальгически-светлой благодарности городу, который объединил всех присутствующих, и затем плавно перетекла в «I Feel Good» Джеймса Брауна. К этому моменту зал уже неистовствовал, но музыканты всё не могли остановиться. Только после завершающего внепрограммного исполнения «Happy Birthday» слушатели, щедро отблагодарив исполнителей, стали расходиться, до краев наполненные энергетикой отнюдь неумирающего искусства Джаза.

Всеволод Чувилкин
Фотографии: Евгений Пашин