Через медитацию – к постижению тайны

В обычный будничный вечер 18 октября в Арт-центре «Макаронка» произошло нечто невероятное и загадочное… Остановить время, осознать величие тишины – это то, что стало возможным для слушателей. Артисты известного ростовского ансамбля современной музыки InEnsemble приподняли занавес тайны над совершенно новым для большинства присутствующих звучащим миром – миром музыки Арво Пярта.

В качестве дирижера и солиста выступил Антон Светличный, известный российский композитор, руководитель InEnsemble. Коллектив, известный своими неординарными музыкальными интересами, сформировался стихийно и продолжает меняться. Каждое их выступление не похоже на предыдущее. Круг интересов ансамбля вмещает в себя огромное разнообразие современных веяний: перфомансы, музыкально-хореографические постановки, хэппенинги, импровизации, свето-цветовые представления, мультимедийное искусство с использованием инсталляций, видеоряда и многое другое… Музыканты планируют удивлять ростовскую публику каждый месяц до самого лета новыми проектами. Как говорит Антон Светличный, проектами «слегка непривычными, непередаваемо странными или какой-нибудь дичью».

В состав ансамбля входят инициативные, увлеченные новым и интересным в искусстве молодые музыканты. Высокий исполнительский уровень, глубокое понимание содержания произведений и тонкое чувствование идей автора, все это говорит о таланте участников и, конечно, о профессионализме и самоотверженности в работе руководителя Антона Светличного. На октябрьском концерте коллектив продемонстрировал прекрасную ансамблевую игру. Дует виолончелей в составе Роксаны Акахян и Аси Даньшиной поразил своей тонкой телепатической связью, которая позволяла им без труда добиваться синхронной игры и чистоты звучания. Скрипичные соло Екатерины Беспаловой изумили яркой виртуозностью и музыкальностью. Проверку на сплоченность, которую устроила капризная аппаратура, артисты ансамбля прошли с блеском: в кульминационный момент концерта в углу сцены загорелась проводка, но музыка не прекратилась. Тихо и незаметно музыканты уладили проблемы, не прерывая всеобщей медитации.

Новый сезон InEnsemble открывает повторением весеннего проекта «Великое молчание», посвященного музыке Арво Пярта. По мнению артистов, в этот раз исполнение приобрело особую цельность, масштабность и уверенность. Состав коллектива увеличился, номера в программе выстроили по-новому. Восторг, ощущение единения и катарсиса у публики и музыкантов объясняют многочисленные просьбы повторить программу.

Особенность предложенной интерпретации произведений Арво Пярта – в оригинальной визуализации: зрителям были представлены эпизоды документального фильма Филипа Грёнинга «Великое безмолвие» (2005) о монашеском ордене, члены которого хранят обет молчания. Благодаря соединению музыки и видеоряда концерт как целое приобрел конкретную программу, в которой замысел каждой отдельной пьесы бесследно растворялся. Наблюдая происходящее в темном (чем объясняется соответствующее качество фотографий), тесном и холодном пространстве зала, мы словно очутились в келье монаха. Суровые и отрешенные профили монахов, словно сошедшие с картин художников Северного Возрождения, картины их аскетичного однообразного быта, в котором время, само движение жизни словно замирает, навело на размышления о собственном бытии, где «действие» несется стремительным потоком времени, а мы не успеваем вдуматься в их смысл. Грандиозное действо дает возможность сделать то, что практически невозможно в наш век информационных технологий: остановиться и помолчать…

Немного о композиторе. Арво Пярт – советский эстонский мастер, с 1980 года живущий за рубежом, – личность феноменальная и самобытная, его сочинения полны смелости и проницательности, вмещая в себя простоту и ясность музыки прошлого и остроту современного письма. Он стал фигурой вне времени. «Пишущий музыку монах», как его называли, отшельник и проповедник, Арво Пярт открывает новые горизонты звучания, отголоски которого все еще доносятся из далекого прошлого.

Долгое время музыка Пярта практически была обречена на молчание, что в 60-е годы привело к полной остановке творческого процесса на целых восемь лет. Тогда основной его деятельностью стало активное изучение средневековой хоровой монодии, органума, григорианского хорала, знаменного распева и истоков полифонического письма. В это время в его композиторском мышлении произошел кардинальный поворот к «новой простоте». Начиная с 1976 года Пярт пишет в стиле, который он сам назвал tintinnabuli, что в переводе с латыни означает «колокольчики». Музыка этого периода, как пишут исследователи, это «стремящаяся к чистоте молитва духа, лишенная отвлеченного философствования и действия воображения». В ней композитор «находит единство всех непостижимых истин и трудностей, заглядывая в глубины человеческой сущности».

Программа концерта полностью построена на произведениях, написанных в стиле tintinnabuli в период с 1976 по 2000 годы. Несмотря на самостоятельность отдельной композиции, сложилось впечатление, будто мы являемся свидетелями единого религиозного действа. Каждая пьеса являлась частью литургической службы, словно молитва, имеющая свое место и значение в структуре ритуала. Развернутые монологи органа и других инструментов перемежались с почти оркестровыми tutti, напоминая форму барочного концерта. Каждый новый эпизод этой мистерии говорил нам о новом дне монаха, проведенном во мраке молчания и одновременно в непрерывном диалоге с Богом и природой.

Еще точнее было бы назвать данный концерт коллективной медитацией, вбирающей в себя контакт с высшим бытием и слияние собственного Я с вневременным и внеличным началом, прикосновение к священной тайне и тишине, растворение в ней.

Марина Рожкова
Фото автора и Александры Михайловой