И я там был…

XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов:
Кое-что по поводу музыкально-культурной программы

С 14 по 22 октября 2017 в России прошло самое грандиозное со времен Олимпиады событие – XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (WFYS 2017) в городе Сочи! Более 25 тысяч участников и 5 тысяч волонтеров из 185 стран мира! Сочи вместе со всей страной вновь доказывает, что способен проводить столь масштабные мероприятия, тем более, что площадка – великолепный Олимпийский парк – отлично для этого подходит. >

Фестиваль этот – нерегулярный, прошедший до этого в 2013 году в Эквадоре. Он собирает левые молодежные организации, борющиеся за социальное равноправие и улучшение жизненных условий для всех. Главный девиз каждого из 19 фестивалей производен от первого – «За мир, за дружбу», а лозунгом последнего стал «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»

В истории нашей страны это уже третье проведение фестиваля. Многие еще хранят воспоминания об 1957 и 1985 годах, когда эти празднества дали мощный толчок развитию национальной культуры не только России, но и многих других стран. В 2016 году международным подготовительным комитетом для проведения фестиваля была избрана нынешняя спортивная столица России – город Сочи.

Огромнейшая, насыщенная программа, подразделяющаяся на дискуссионную, научную, спортивную и культурную, каждая из которых охватывает большое количество проектов, мероприятий и форумов. Какова же была музыкальная составляющая культурной части программы?

В течение 7 дней фестиваля культурной программе были посвящены 5 площадок: Ледовый дворец «Большой», где проводились торжественные церемонии открытия и закрытия; в центре парка, неподалеку от знаменитой чаши олимпийского огня расположилась открытая главная сцена «Медал Плаза», световой и звуковой мощи которой хватало на всю территорию; многофункциональная арена «Ледяной куб» – трансформированная из стадиона, где в 2014 году проходили соревнования по кёрлингу, в концертный зал; открытая площадка за трибуной Формулы-1; наконец, гигантский Главный Медиа-Центр, отданный под разного рода выставки, а также большой кинофорум.

Церемония открытия проходила 15 октября сразу на двух аренах – ледовом Дворце «Большом» и главной сцене «Медал Плаза». Основное шоу с участием хедлайнеров российской эстрады Сергея Лазарева и Полины Гагариной мне увидеть не удалось (не всем хватило мест в «Большом»), поэтому наблюдал менее эффектную программу у «Медал Плаза» под открытым небом. Тут самым ярким оказалось выступление украинской шоу-группы «Quest Pistols» с их заводными хитами «Santa Lucia» и «Мокрая девочка танцует», зарядивших всю пришедшую толпу желанием танцевать. Тем не менее, основной фигурой был диджей Паша Портнов, контролировавший все происходящее, но все же увлекшийся басами и шумами настолько, что услышать мелодии было трудно.

Тем же вечером в «Ледяном кубе» состоялось представление дипломного спектакля «Евгений Онегин» ВГИК’а, студентов мастерской народного артиста РФ И. Н. Ясуловича. Невероятная, загадочно-интересная трактовка Пушкина, сочетающая детальное следование за текстом с отнюдь не шаблонной его интерпретацией: на сцене не было ни Евгения, ни Татьяны как таковых, а лишь типизированные персонажи (Друг, Отец, Поэт, Неопытная девушка и т. д.), которые поочередно исполняли роли главных героев. Музыкальные номера a capella (как потом оказалось, полностью фонограммные), органично включались в суть повествования и усиливали экспрессию постановки. Это оригинальное прочтение, несомненно, заставит по-новому взглянуть на шедевр русского классика.

Главное культурное события следующего дня, 16 октября, – Sochi Jazz Fest. Он явился своеобразным двойником одноименного фестиваля – восьмого Sochi Jazz Fest’а, проходившего в начале августа, – ежегодной кульминации джазового сезона города. Совпадает локация – Олимпийский парк, а также некоторые из хедлайнеров обоих проектов, а именно Игорь Бутман – известнейший саксофонист со своим московским джазовым оркестром и Тони Момрель – ведущий соул-артист Великобритании.

В отличие от своего «тезки», проходившего четыре полноценных дня, Sochi Jazz Fest на WFYS 2017 уложился в сутки. Тем не менее, он состоял из трех частей: творческая встреча с Игорем Бутманом и его квинтетом (И. Бутман, О. Аккуратов, Э. Зизак, Е. Побожий, С. Корчагин); дневная часть, в рамках которой выступали небольшие бэнды различных составов (группа «Eillenkrig Crew», трио Олега Аккуратова и группа Сергея Долженкова); наконец, ночная часть, посвященная Московскому джазовому оркестру и, на десерт, выступление Тони Момреля.

Джаз – давний гость фестиваля молодежи и студентов в России. В отличие от 1957 года, когда его звучание было в новинку советскому слушателю, это направление в музыке, уже давно ставшее интернациональным, является неотъемлемой частью молодежной культуры. «Джаз – вечно молодое искусство, – заметил Игорь Бутман, рассуждая на тему общности между WFYS 2017 и джазом, – молодое, благодаря импровизации, всегда отвечающей запросам времени».

Погодные условия для дневной части фестиваля оказались крайне неудовлетворительными. На открытой главной сцене «Медал Плаза» холодный, сильный морской ветер не дал ощутить технического мастерства группы Вадима Эйленкрига во всей красе, а постепенно покидавшая площадку замерзшая публика уже не услышала великолепного выступления Олега Аккуратова и его неповторимых импровизаций с цитатами (которыми, кстати, не брезговал и Эйленкриг).

Ведущий Вадим Шепелев невнятно представил тромбониста Сергея Долженкова и его бэнд. Отчасти из-за этого слушатели не смогли оценить всей прелести этно-фьюжна с обилием будоражащих слух тембров.

Вечерняя концертная программа включала, помимо известных стандартов, несколько оригинальных пьес на темы «Исходила младешенька» и прелюдии op. 3 до-диез минор Рахманинова. Бутман, буквально скача по сцене, уносил экспрессией своих импровизаций в космические поля, а Московский оркестр впечатлил мастерством всех и каждого.

В итоге прозвучал первоклассный и, прежде всего, российский джаз, к сожалению, не в полной мере оцененный публикой, которая с куда большим удовольствием предпочитала «колбаситься» под непомерно сильные биты диджея Паши Портнова.

17 октября порадовал представлением Мюзикл-шоу, где в форме попурри были исполнены номера из популярнейших мюзиклов нынешнего времени: «Собор Парижской Богоматери», «Ромео и Джульетта», «Чикаго», «Кабаре» и др. Звезды московских театров – Светлана Светикова, Теона Дольникова, Женя Рябцева, Александр Постоленко и другие хорошо обрисовали образы всеми любимых персонажей. А кто-то – даже чересчур: песня «Another jazz» вышла по-настоящему эротичной, судя по реакции публики. Но таков уж в своих истоках джаз!

Открытая площадка за трибуной «Формулы-1» каждый день радовала танцевальными мастер-классами в рамках проекта «More Jam»: от классических и буги-вуги, до сальсы и хип-хопа. Там же нашлось место и рэпу в формате versus. Батлы в стиле freestyle проходили в течение трех дней с 17 по 19 октября и впечатляли оригинальностью и непривычной для таких поединков дружелюбностью. Впрочем, они так и набрали наибольшее число зрителей. Включение в фестиваль таких проектов многое говорит о приоритетах молодежи.

19 октября довольно сильно разочаровало Фестивалем национальных культур, где каждая страна представляла синтетические выступления в национальном стиле. Исполнители на народных музыкальных инструментах, зачастую всего-навсего создавали «живописный антураж»: не знали, что делать на сцене и просто улыбались, неумело похлопывая в такт музыке. Звукорежиссер не слишком заботился о качестве «подзвучки» живых инструментов.

Обратил на себя внимание смелый, экспрессивный хореографический номер, созданный силами участников и содержащий глубокие мысли по поводу судьбы человечества. Лично мне было внове наблюдать нетрадиционные танцы под интеллектуальнейшие саундтреки из фильмов «Интерстеллар» (Ханс Циммер) и «Одержимости» (Джастин Гурвиц).

Удивила неожиданным форматом Франция. Пианист Денни Дергуа после краткого вступительного ролика исполнил соль-минорную прелюдию Рахманинова.

На мой субъективный вкус, центральным культурным событием WFYS 2017 стал заключительный концерт Мирового симфонического оркестра 20 октября. Центральная фигура вечера – Айрат Кашаев, дирижер родом из Татарстана, по окончании Московской консерватории удостоенный звания «Лучший выпускник года – 2012». В тот день он объединил под своим началом им самим лично отобранных музыкантов из более чем 20 стран. Программа вызывала много вопросов, но принцип интернациональности угадывался во всем. Прозвучали: quasi-итальянская увертюра к опере австрийского композитора Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше; Симфония № 9 чеха Дворжака, названная «Симфонией из Нового света», в которой соединились мотивы славянские и мотивы коренного населения США; Болеро Равеля – французского мастера, считавшего Испанию своей второй родиной; наконец, поскольку дело происходит в России, написанная специально для фестиваля «Русская рапсодия» Игоря Холопова на темы великих русских композиторов XIX–XX веков.

Дирижер, несомненно, обладает необходимой энергетикой, точностью и даже филигранностью жеста. Яркие, туттийные моменты подкупали качеством баланса, а форма целого убеждала в исполнении Холопова и Дворжака. Невероятно технически и композиционно сложное Болеро вполне отвечало замыслу Равеля в плане темпа, и хотя музыканты то и дело норовили ускориться, Кашаев чеканно выдержал строгую пульсацию от начала до конца. Всё же сыгранности оркестру местами явно не хватило.

О восприятии публикой, увы, вновь должен говорить с разочарованием. Например, полюбовавшись резвостью главной партии увертюры к «Свадьбе Фигаро», люди уже с неохотой слушали несколько ритмически невнятную (в трактовке дирижера) побочную.

Дело тут не столько в приоритетах современной молодежи, сколько в неверном, на мой взгляд, формате концерта. Как и на джазовом фестивале, выступление на открытом воздухе в неблагоприятных погодных условиях, без мест для сидений и без адекватных, умеющих правильно преподнести программу ведущих еще более увеличивает дистанцию между классической музыкой и массовым слушателем.

Церемония закрытия локально вновь была разделена на две площадки – Ледовый дворец «Большой» и Главную сцену «Медал Плаза». Заключительный Фестивальный день 21 октября посвящался России. За диджейским пультом, как и на церемонии открытия, Паша Портнов, на этот раз как следует почистивший звучание от назойливых шумов.

Официальный хореограф фестиваля Марта Августинович со дня открытия репетировала композицию танца, который затем стал основой грандиозного флешмоба на главной сцене «Модел Плаза». Принять в нем участие должны были абсолютно все, а это более 30 тысяч человек! Исполнение стало первым номером масштабного и крайне эффектного «Шоу – Россия» – своеобразного итога «Фестиваля Национальных культур». На этот раз каждый регион был представлен наиболее известными массовой публике артистами.

По большей части это были танцевальные коллективы: Кавалер ордена Рамзана Кадырова Государственный ансамбль «Вайнах», Ансамбль кабардино-балкарского государственного института «Синды», образцовый ансамбль танца России «Нальцук» и др. В зрителей со сцены лавинами сыпались хиты популярной музыки, хореографические, акробатические и эквилибристические номера с использованием фонограмм, разного рода сюрпризов и т. д.

Если каждый из номеров начинался в сугубо фольклорном духе, то затем нехитрой игрой на двух-трех звуках национальные музыкальные инструменты вплетались в общий поток электронных басов. Всё приобретало характер гигантского рейва (массовой дискотеки) под визг толпы, собравшейся у сцены. Национальная неповторимость, которую я так надеялся увидеть и услышать, в такие моменты сходила на нет.

Музыкальные инструменты, как и прежде, были скорее элементом антуража. Особенно запомнилась «кобызистка» из коллектива удмуртских традиционных инструментов «Сайкан», которая очень артистично ударяла смычком по всем участкам струн своего кобыза, в том числе у грифа…

Несколько выбивалось из общей картины трио «Сказители Алтая». Виртуозная игра на национальных инструментах (икили, топшуре и jaдагане) сочеталась с искусным и лишенным вульгаризмов горловым пением, перемежавшимся с оригинальными звукоподражаниями животным. Самое интересное, что все эти «эффекты» служили лишь средством, а не самоцелью. За ними угадывался завораживающий древний эпос. Тем не менее, публика, ценящая «нормальный движ», слушала артистов без особого энтузиазма.

В целом фестиваль прошел на славу. Организаторы расставили нужные акценты на приоритетах молодежи. Спорт, наука и технологии заняли свои главенствующие позиции. Традиционное музыкальное искусство же затерялось где-то на периферии…

Нет, не подумайте! Музыка заполняла пространство от края и до края во всех фестивальных событиях. Вот только упор делался на клубный бит, на тяжелый рок, под который студенты и молодежь должна «отрываться». Диджей нынче – центральная фигура любой модной тусовки, каковую и пытались сделать из фестиваля организаторы с целью популяризации политических мероприятий.

Профессиональные музыканты чувствовали себя немного не в своей тарелке. За исключением тех, кто задействован в мюзиклах и оркестрах, мало кто мог хоть немного себя показать. Отчаянную попытку предпринял один из участников, студент Казанской консерватории Никита Морозов. Он попытался своими силами организовать джэм, где любой музыкант, вне зависимости от стиля и опыта, мог выступить перед публикой.

Вместе со мной на том джэме было всего 7 музыкантов. Они же были и публикой…

Этот обзор ни в коем случае не претендует на полный. Все события просто физически было невозможно посетить. К тому же постоянно менялась программа фестиваля, в которой я, вслед за чёртом, сломал обе ноги.

Всеволод Чувилкин
Фото автора