Петербургский дебют молодых венцев

По сложившейся традиции, в последнюю неделю октября старейший музыкальный вуз России гостеприимно встречает многочисленных деятелей музыкальной культуры. Вливаясь в череду творческих событий, посвященных 315-летию со дня основания Санкт-Петербурга, фестиваль «Международная неделя консерваторий» уже в восемнадцатый раз собирает под своей эгидой ведущих музыкантов со всего мира. За 17 лет существования в проекте приняли участие более 270 высших школ музыки из России, Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Австралии. В этом году фестивальное пространство украсили флаги 13 стран, а в его программах приняли участие представители 14 музыкальных образовательных учреждений.

Обмен секретами мастерства между мэтрами и молодыми музыкантами происходил в рамках 14 разноплановых программ, объединивших разные эпохи, стили и исполнительские школы, и более 20 научно-практических мероприятий в 12 залах города. Такой концертный марафон – временные рамки масштабного проекта умещается в одну неделю с 21 по 28 октября – потребовал от взыскательных петербургских слушателей выработки определенной стратегии выбора, чтобы не пропустить все заинтересовавшие их события.

Следуя за воскресным торжественным открытием, вечер второго дня фестивальной недели завершил первый концерт серии «Оркестровых академий». В Белом зале Шереметьевского дворца выступил Камерный оркестр выпускников и студентов Университета музыки и искусств Вены #SinTonics. Как рассказывает директор фестиваля Лидия Львовна Волчек, венские коллеги были готовы выступить и полным симфоническим составом, однако, в связи с организационными трудностями было решено сократить его до камерного. Таким образом, коллектив сложился специально для фестиваля. #SinTonics, тем не менее, уже успели выступить в лучших концертных залах Вены, а их первое посещение России не ограничится Санкт-Петербургом – в планах концерты в столице.

Эти первые, но очень уверенные шаги в профессиональной карьере молодые музыканты совершают под художественным руководством Андреаса Штёра. Дебютировав в роли дирижера в 1985 году, Штёр сотрудничал с симфоническими коллективами едва ли не всех стран Европейского Союза. Творческие интересы маэстро связаны, в первую очередь, с оперным жанром. Его оперный репертуар охватывает четыре столетия: от барокко до ХХ века. Однако особенный интерес вызывает его вклад в исполнение редких опусов – утерянных, либо ни разу не звучавших после премьеры. Так, благодаря его усилиям состоялись мировые премьеры последней оперы Шуберта «Граф фон Гляйхен» и пражской версии «Эцио» Глюка.

Нынешний концерт также примечателен своим широким временным охватом: в программе произведения трех выдающихся австрийцев – Моцарта, Шуберта и Веберна. Путешествуя по трем эпохам, причем не в хронологическом порядке, музыканты отворили перед слушателями двери в образные миры разных стилей. Первой «остановкой» стал ХХ век. Пять пьес для струнного квартета op. 5, сочиненные Веберном в 1909 году, – это доведенный до предела миниатюризм, напряженная сосредоточенность, взор, обращенный вглубь. Специфический художественный микромир художника, тонко воспринятый его соотечественниками, раскрылся с совершенной ясностью и чистотой, в очередной раз опровергая легенду о сложности восприятия музыки нововенца.

Следующей временной точкой стала далекая от авангарда ХХ века как во временном, так и в эстетическом планах эра классицизма. Процесс распада и преобразования музыкального языка повернул вспять, перенося слушателя в гармоничную атмосферу симфонического гения Моцарта. Симфония № 29, одна из ранних, написана во времена, когда граница между оркестровой и камерной музыкой еще не была нерушимой. Чуткое взаимодействие всех участников малого состава позволило легко справиться как с деликатной фактурой первых двух частей, так и энергичным менуэтом и героической кодой финала.

Временную рамку заполнил истинно романтический порыв Струнного квартета № 14 ре минор «Смерть и девушка» Шуберта. Неофициальное название произведение получило благодаря использованию во второй части квартета мелодии одноименной трагической песни композитора. Однако глубокое размышление о жизни и смерти, присущее вокальному сочинению, предстает здесь героическим столкновением. Фактура квартета, прозвучавшего в переложении для струнного оркестра Г. Малера, приобрела еще большую насыщенность и романтическую красочность, став наиболее ярким эпизодом вечера. Патетика и драматизм страстей, бетховенские мотивы судьбы на протяжении четырех частей переплетаясь с идиллически-светлыми народно-жанровыми темами и завершили концерт неудержимым потоком аплодисментов переполненного зала, ознаменовав яркий дебют молодых профессионалов в России.

Александра Шорникова