А вы себе сыграть могли бы?

Юлия Гридина дала сольный концерт в Камерном зале Ростовской консерватории

В минувший вторник, 11 декабря 2018 года в Камерном зале Ростовской консерватории прошел концерт Юлии Гридиной – обладательницы Гран-при международного вокального конкурса «Сокровище нации 2014», лауреата всероссийского и международных конкурсов (концертмейстеры – лауреаты международных конкурсов Виктория Михайлова и Алиса Сенькина).

Alma mater солистки – Ростовская государственная консерватория. Закончив учебу в классе Н. О. Петровой, Юлия Леонидовна не оставила это место, преподает на кафедре сольного пения. Студенты ее класса регулярно демонстрируют свои таланты на концертах вместе со своей наставницей. Ростовчанка по происхождению, ростовчанка по духу, Юлия Гридина отдает дань малой родине, украшая своим прекрасным пением многие концерты и творческие вечера на различных площадках Ростова-на-Дону и Таганрога.

В вокальном исполнительстве сегодня, к сожалению, царит однотипность: отличить одного молодого вокалиста от другого все сложнее. С конкурсного конвейера сходят партии вокалистов, разнящихся не больше, чем продукция концерна Apple. Индивидуальность – первое, что обращает на себя внимание в пении Юлии Гридиной. В нем нет ни модной глянцевой пустоты, ни привычной вокальной бездумности. Тонкая выразительность разнообразных тембровых красок, едва уловимые динамические и интонационные «подсветки» – эти черты исполнительского стиля певицы сплелись с блестящим владением голосом – лирико-драматическим сопрано огромного диапазона, естественной грацией и легкостью в пении, умением создать даже в отдельной арии убедительный образ.

По уровню музицирования солистка точно попадает в касту зрелых мастеров, а по своим вокальным данным вполне соответствует оперным требованиям. Об этом говорит программа концерта с широким кругом авторов от Генделя, Ковалли и Моцарта через Листа к Дворжаку и Чилеа, а далее смело в опасный для бельканто XX век к Равелю и Турине.

С первого номера Юлия Гридина покорила зрителей. Солистка, сев за рояль, аккомпанировала себе знаменитую арию Альмиры из оперы Генделя «Ринальдо». На все просьбы солистки «дать ей поплакать» («Lascia ch’io pianga») зритель откликнулся аплодисментами и криками «Браво!» уже в начале концерта. Камерную атмосферу сменила виртуозно исполненная ария из оперы «Ксеркс» Кавалли. Обладая безупречным художественным вкусом, тонкой музыкальностью, певица смогла придать мелодическому рисунку непринужденность и живость, гибкость темпоритма, подчеркнуть разнообразие тембрового и динамического колорита. Философски углубленная ария Моцарта из Мессы до минор позволила певице показать тембрально богатые, насыщенные низы голоса.

В произведениях эпохи романтизма Юлии Гридиной удалось раскрыть тонкость интерпретации и достигнуть психологической глубины. Знаменитый романс Листа «Как дух Лауры», «Цыганская песня» Дворжака и ария Адрианы Лекуврёр из одноименной оперы Чилеа были поданы с ювелирным мастерством, которое обретается в результате многолетней работы над стилем. Тончайшая музыкальность, филигранность нюансировки, использование всей гаммы тембровых оттенков голоса, внимание и чуткость к слову, интеллектуализм – все это присутствовало в исполнении певицы.

Национальным колоритом в концерте был представлен ХХ век и завершающие вокальный вечер народные песни. Безупречно передан пылкий испанский колорит в вокализе Равеля «Хабанера» и в двух песнях из цикла «Поэмы в форме канцон» Турины. Русская народная песня «Снеги белые» и песни братских народов – украинская, армянская и три еврейских – были донесены до слушателя красочно и темпераментно. Пению сопутствовала повышенная эмоциональность, экзотичная лиричность, свойственная южному характеру в армянской народной песне «Крунк» («Журавль»). Задорность, праздничность сопровождала украинскую народную песню «Чом, чом, не прийшов» и три еврейских народных песни.

Два инструментальных номера исполнили лауреаты международных конкурсов Карина Данилова (кларнет) и Виктория Михайлова (фортепиано). Соната Сен-Санса для кларнета и фортепиано (первая и вторая части) и Соната для кларнета и фортепиано Ф. Пуленка (вторая часть) гармонично влились в программу.

Улыбки зрителей, несмолкаемые аплодисменты и море цветов торжественно завершили вечер.

Валерия Елисова