Лики романтизма

Отдел музыкально-литературных программ Ростовской филармонии «Классик-концерт» завершил первую половину сезона

Предновогодние афиши филармонии пестрят праздничными декоративными элементами. Рождественские развлекательные концерты для широкой публики чередуются с серьезными вечерами для музыкальных гурманов. Так, в понедельник прошел вечерний концерт под наименованием «Час барокко. Рождество в Европе». А предшествовал ему концерт «Романтики – Романсу» (23 декабря 2018) в Камерном зале Ростовской филармонии. Особенностью этого концерта и его основной ценностью явилось обращение к шедеврам европейской камерно-вокальной лирики: Э. Грига, Я. Сибелиуса, Х. Вольфа и Р. Вагнера.

Концерт входит в цикл музыкально-литературных программ отдела «Классик-концерт», имеющего богатую и давнюю историю. Абонемент «Рандеву с романсом» проводят высокого уровня артисты разных специальностей — от солистов-виртуозов до мастеров художественного слова. В концертах абонемента сочетаются популярные произведения с редко исполняемыми, а порою и специально созданными для конкретных исполнителей. В воскресенье все песни и романсы исполнялись исключительно на русском языке, приближая, таким образом, их к публике.

На фото Елены Абрамян слева направо:
Олег Ковалев, Зарина Тлехурай, Марина Нестерова, Надежда Карапетьян, Наталья Соболева, Екатерина Еременко, Дмитрий Кривоносов.


Большая часть первого отделения была отдана романсам и песням Э. Грига. Музыканты чутко передавали различные грани образного мира камерно-вокальной лирики композитора. Наталья Соболева то взывала к древнегреческому богу любви Эросу (в одноименном романсе), то погружала слушателей в грезы видений («Сон»). Вячеслав Марченко с помощью оттенков в голосе и мимики тонко передал нюансы музыкально-поэтического содержания. Он изображал скорбный образ умирающего лебедя («Лебедь»), экстатически торжественный порыв любви к Родине («К Родине») и тихое любовное счастье («Люблю тебя»). Тему любви продолжила Екатерина Еременко в песне «С водяной лилией». Заслуженная артистка России Надежда Карапетьян своим мягким интонированием мастерски осуществила зарисовку музыкальной картины «Избушки» с ее теплым уютным очагом.

Приятным дополнением к вокальным номерам послужил музыкальный антракт, в котором Зарина Тлехурай исполнила пьесы из фортепианных лирических тетрадей Грига. «Ариетта», «Норвежская», «В колыбели», «Шествие гномов» составили органичное целое с первым отделением концерта.

Смена географической локации определила характер второй части концерта. Богатое, волнующее сопрано Екатерины Еременко тонко передавало символические образы песни Я. Сибелиуса «Черные розы» – манящая красота и неумолимость смерти. Тонкая нюансировка звука, тембровая индивидуальность, богатство обертонов характеризуют исполнение «Возвращение девушки с прогулки». Наталья Соболева, выступившая с песней «Алмазы на снегу», побаловала публику изображением холодного зимнего снежного вечера. Голос певицы напоминал блеск кристально чистого снега и драгоценных камней.

Тема смерти, одиночества и томительного ожидания в полной мере были раскрыты в сочинениях Х. Вольфа «Ночь», «Одиночество», «Встреча». Олег Ковалев создал череду ярчайших образов. Темперамент артиста произвел эффектное впечатление.

В заключительной части концерта прозвучало два номера из «памятника любви» Рихарда Вагнера к Матильде Везендонк — вокального цикла из пяти песен. Написанные на стихи возлюбленной, они содержат исповедь художника, интимные душевные откровения. Наполненный внутренними порывами монолог «Остановись!» сменяется «Грезами» – романтическим многоточием. Яркое исполнение Екатериной Еременко вызвало бурные овации.

Мастерство концертмейстеров Зарины Тлехурай и Дмитрия Кривоносова чье не вызвало сомнений на протяжении всего концерта. Вела программу Марина Нестерова.

Благородная атмосфера салона, расцвеченная проникновенной, пленительной музыкой романтиков, красиво завершили предновогодний репертуар отдела музыкально-литературных программ Ростовской филармонии.

Наталья Сычева