Музыкальный мир баховской династии

Серию абонементных концертов «Час барокко» в фойе Ростовской филармонии завершил ансамбль солистов симфонического оркестра под руководством приглашенного дирижера и виолончелиста Игоря Бобовича.

Барочная музыка требует особого к себе отношения. Специфические её черты, касающиеся звукоизвлечения, инструментария и, наконец, состава ансамбля, до последних лет вызывали в Ростове непреодолимые препятствия в воспроизведении шедевров XVII–XVIII столетий. Двумя годами ранее в стенах филармонии был организован абонементный цикл концертов «Час барокко», организован по инициативе оркестрантов, в профессиональном багаже которых хранился бесценный опыт исполнения барочной музыки в ансамбле «Cuerda». Валентин Урюпин, главный дирижер РАСО, поддержал начинания своих коллег, пригласив участвовать в концертах мастеров этого стиля: Сергея Поспелова (дирижер, скрипка), Ивана Великанова (дирижер), Сергея Полтавского (дирижер, виола д’аморе).

Теперь к их числу прибавился дирижер и виолончелист Игорь Бобович. Его и Валентина Урюпина объединяет работа в камерном оркестре «Musica Aeterna Ensemble» Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского под руководством Т. Курентзиса. С радостью приняв приглашение Урюпина приехать в Ростов и выступить с ростовским коллективом в роли солиста и дирижера, Бобович объединил в программе вечера сочинения музыкантов династии Бахов – Иоганна Себастьяна и его сыновей: Иоганна Христиана, Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила – от младшего сына к главному представителю рода. Концертная программа выстроена так, что двухчасовой музыкальный вечер пролетел на едином дыхании.

В центре: Игорь Бобович


В расположении сочинений можно обнаружить циклическую форму. Открывшая вечер Увертюра (Симфония) D-dur И. Х. Баха (1735–1782) наполнила звуковое пространство гармонично выверенным балансом ансамблевых групп. Строгое следование эстетическим правилам исполнения барочной инструментальной музыки – террасообразной динамике, основанной на контрасте f и p – придало трехчастному сочинению специфические стилевые оркестровые краски.

Вечер развивался будто по восходящей – «вступительную» увертюру сменил Концерт для клавира и струнных a-moll К. Ф Э. Баха (1714–1788). Смена оркестрового состава повлекла за собой и продолжительные рокировки пультов на сцене, чем оправдывались длинноты в речах дирижера. Гармоничности человеческого космоса увертюры противопоставляется насыщенный эмоциональными всплесками трехчастный концерт. И здесь ансамблю удалось укротить стилистику сочинения и продемонстрировать целую палитру контрастов громкости. Подобная динамическая выверенность придала сочинению особую рельефность.

Лирическим центром концерта стала двухчастная Симфония d-moll В. Ф. Баха (1710–1784), поражающая своей прозрачностью, хрупкостью, легкостью и в то же время композиционной стройностью. Особенное слуховое впечатление оставила вторая часть цикла – Fuga. Движение темы повелительно непреклонного характера, в развитие которой проникают лирические интонации, приводит к необычной кульминации. На завершении симфонии с явным переключением образности в драматическое начало музыканты сделали особый акцент, ярко представив публике художественную идею сочинения.

Ансамбль солистов Ростовского симфонического оркестра


Кульминацией вечера послужил третий Бранденбургский концерт И. С. Баха. В свое время композитор посвятил все шесть концертов «королевскому высочеству, монсеньёру Христиану Людвигу, маркграфу Бранденбургскому», в честь которого они и получили свое название. Чуткое внимание музыкантов к деталям баховской динамики, контрастам, особым музыкальным эффектам («эхо», переклички между пультами), показ целого спектра звуковых красок, – все это говорит о высоком профессиональном мастерстве оркестрантов и дирижера-наставника.

Интерес к барочной музыке в южной столице с каждым годом возрастает. Заполненный до отказа зал в фойе, отсутствие свободных билетов в день концерта, последовавшее за этим увеличение администрацией количества мест подтверждает безоговорочный успех нового филармонического проекта.

Наталья Сычева

Фото: Ангелина Кокорева