Барочные концерты в Ростовской филармонии

В минувшее воскресенье (12 мая 2019), в Малом зале Ростовской филармонии состоялся вечер инструментальной барочной музыки. Серию подобных концертов в нынешнем сезоне завершил «Классик-квартет».

В последние годы филармония установила абсолютное лидерство в городе по исполнению музыки эпохи барокко. Инициативой артистов симфонического оркестра был образован ансамбль солистов, чьи выступления были объединены в абонемент «Час барокко». Он существует уже второй сезон и включает в себя четыре концерта в год. Привлекают они своими детально продуманными и любопытными программами («От барокко до современности», «Барокко – необарокко», «И. С. Бах и его сыновья»), а также приглашенными музыкантами – знатоками барочной музыки из всех уголков России: Максим Емельянычев (дирижер), дважды участвовавший в программе Сергей Полтавский (дирижер, виола д’аморе), Иван Великанов (дирижер), Сергей Поспелов (скрипка), Игорь Бобович (дирижер, виолончель). Дополняют этот проект гастролеры. Так, в прошлом году с огромным успехом прогремел концерт «Час Баха. Возлюбите мир!» с Владимиром Спиваковыми и солистами возглавляемых им оркестров.

Кроме того, наряду с довольно частыми выступлениями ансамбля солистов Ростовского академического симфонического оркестра, отдел музыкально-литературных программ «Классик концерт» единожды в сезоне тоже проводит барочный концерт.

Между двумя филармоническими проектами есть видимые связи. Возникает ощущение, что эти концерты возбудили интерес у молодых музыкантов симфонического оркестра получать исполнительский опыт барочной музыки в условиях ансамблевого музицирования. Естественно, эта музыка требует особого к себе отношения, отличного от других эпох, связанного с манерой звукоизвлечения, специфической динамикой, основанной на контрастной игре f и p, подобно свету и тени, ансамблевому взаимодействию, не говоря уже об особом инструментарии, и многом другом. Эти тонкие детали музыканты смогли впитать от своих приглашенных наставников-коллег и воплотить в концертных программах. И здесь получилась парадоксальная ситуация. Имея более давнюю историю, чем абонемент «Час барокко», «классик-квартет» отошел по симпатиям публики на второй план и об этом говорит зал, заполненный лишь наполовину.

Программа воскресного концерта довольно разнопланова. Несмотря на внушительный список композиторов в афише – А. Вивальди, А. Корелли, Ф. Куперен, Г. Телеман, И. Пахельбель, Г. Гендель, Л. Боккерини, Дж. Тартини (правда, заявленная программа не совпала с концертной; не был исполнен Ж.-Б. Люли, в то же время неожиданным сюрпризом для публики стало включение И. С. Баха) – концерт был легок для слушательского восприятия, так как каждое сочинение звучало не более десяти минут. Объединяющим моментом между номерами стал однотипный состав исполнителей в составе: Евгения Линская (скрипка), Елена Машинистова (скрипка), Владимир Тарапака (альт) и Александр Горбатько (виолончель). Многие сочинения представляли собой переложения для квартета.

В концерте была представлена разнообразная программа редких, малоизвестных, но очень изысканных музыкальных произведений в сочетании сбезусловными барочными хитами – второй части (Ария) из оркестровой сюиты № 3 Ре-мажор И. С. Баха, Менуэта Л. Боккерини, а также третьей части из концерта «Времена года» № 2 «Лето».

Открывший программу Concerto grosso № 11 Вивальди не поддался ловким пальцам исполнителей: звучал довольно неуверенно, переклички между партиями были грубоватыми и чересчур «передавленным» звуком. Исполнение Симфонии соль мажор Вивальди было более уверенным и слаженным. Кстати, в этом цикле обнаружилась автоцитата темы грозы из «Времен года» в мажорном варианте, которая в своем эффектном угрожающе апокалиптическом звучании обрушилась в заключительной части вечера.

Следующие два номера оказались удачней предыдущих. В сюите для оркестра в переложении для квартета, а также Concerto grosso ор. 6 № 8 А. Корелли квартет наиболее убедительно отразил гармонию всех музыкальных компонентов. Чакона и пассакалья Ф. Куперена прозвучала проникновенно и глубокомысленно, с неуловимо таинственным подтекстом.

В иной план слушательское внимание переключил скрипичный дуэт Евгении Линской и Елены Машинистовой, в центральном номере концерта исполнивших Канон Г. Телемана. Полифоническую линию подхватил квартет, исполнив Канон И. Пахельбеля D-dur.

Вторая часть концерта включала преимущественно самые яркие и известные образцы эпохи. Ария из оркестровой сюиты № 3 И. С. Баха пленила нежной лирикой и целомудрием, а Менуэт Л. Боккерини – легкостью и кокетством. Завершающим номером стал скрипичный концерт «Лето» из «Времен года» А. Вивальди, впечатляющий и будоражащий, расшатывающий эмоциональный маятник до предела.

Горячий интерес к барочной музыке, возникший и подкрепленный на концертах абонемента «Час барокко», накал испытываемых эмоций немного охладел после посещения воскресного концерта. И все-таки, размышляя над вечным вопросом: «Кто главный – композитор, которого олицетворяет на сцене музыкальное произведение, или исполнитель?», в этот вечер мой выбор остановился на второй чаше весов.

Наталья Сычева
Фото: Марина Нестерова