На крыше – Бетховен и другие. Есть контакт!

В минувший вторник на крыше Галереи АСТОР состоялся перформанс, главной ценностью которого стало установление контакта между слушателями, дирижерами, оркестрантами и композиторами.

В завершении филармонического сезона Ростовский симфонический оркестр уже второй год проводит масштабный и амбициозный музыкальный фестиваль. Организаторы осваивают площадки разного толка: привычный формат концерта в Большом и Малом залах филармонии, пространство городских улиц для open-air’ов, и даже крышу торгового комплекса. Главным посылом в опыте предыдущего года (фестиваль МОСТ) стала идея соединения различных музыкальных направлений и стилей: от классики и джаза до техно и музыки, связанной с перформативным искусством. Нынешний же фестиваль «Бетховен. НЕюбилей» пошел по иному пути: в центре внимания – фигура великого венца.

Дирижер - Валентин Урюпин

Первые два фестивальных дня были посвящены исполнению всех фортепианных концертов в традиционном интерьере филармонического зала (солист Александр Романовский, Италия). На третий день оркестранты, дирижеры совместно с композиторами и слушателями переместились в обстановку сугубо неакадемическую: под открытым небом высоко над городом.

Ровно год назад инструментальный ансамбль, танцевальная группа при поддержке видеопроекции (режиссёр Георгий Мансуров) представили на той же крыше перформанс, тему которого можно предположительно определить как зарождение жизни – зарождение искусства. Тогда одна звуковая ситуации перетекала в другую: григорианское пение – в дерзкое и острое звучание оркестра, потом будто бы внезапно музыкальный вектор поворачивался в наивное карнавальное празднество. Каждый музыкант, по замыслу создателей действа, вступал в контакт с публикой.

На этот раз подобное сближение, в которое вовлекались дирижеры и присутствующие композиторы, осуществлялось на основе музыки Бетховена, точнее, его Пятой симфонии, еще точнее – знаменитого четырехзвучного «мотива судьбы». В первой части вечера, обозначенной в афише как «Манифест четырех», в диалог с этим символом вступили современные ростовские композиторы разных поколений. Нина Голова в композиции «Так судьба стучит в венах» сделала ставку на неклассические инструментальные эффекты и приёмы, которыми выражалось чувство страха и оцепенения перед неумолимостью рока.

Режиссер - Георгий Мансуров

Юрий Машин в «Диалогах» обратился к проблеме глухоты и невосприимчивости современного человека к окружающему миру и к самому себе, к «биению жизни», по его словам. Непонимание это воплотилось в «диалоге» двух оркестровых групп – медных и деревянных духовых, переклички которых в итоге ровным счётом ни к чему не привели.

Музыка Михаила Фуксмана всегда составляет некую квинтэссенцию юмора, игры и загадки. Уже название пьесы «Bee ling Van» содержит игру слов, как и во многих других его сочинениях. «Bee»и «Van» определенно имеют отношение к имени Бетховена, в то же время «Bee ling» напоминает слово билингв. Возможно, последнее связано с калейдоскопичным типом композиции пьесы, которая включает целый разностилевой букет – от мотивов танго и грува до оперной кантилены и джаза. Бетховенский мотив судьбы здесь помещается во все музыкальные контексты, символизируя присутствие рока на разных уровнях человеческого существования.

Наконец, пьеса Антона Светличного под наименованием «Why fate» («Почему судьба») решена в духе техно-минимализма. В игровой процесс комбинирования мелодических ячеек непринужденно вплетался главный мотив вечера.

Режиссеру пришлось пойти на особый риск – сломать привычный ход событий концерта, чтобы достичь главной цели перформанса. Первая и единственная репетиция оркестра сочинений ростовских композиторов в день премьеры была открыта для слушателей. Репетиция плавно перетекла в сам концерт-лабораторию. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Валентин Урюпин и режиссер Георгий Мансуров оказались в роли комментаторов происходящего и интервьюеров. Они установили прямой контакт со всеми действующими лицами события. Вступая в прямой диалог с композиторами и исполнителями после исполнения каждой пьесы, они добились поразительного эффекта. С одной стороны, личность композитора и посыл его музыки стал ближе и понятней для восприятия слушателей, а общение с оркестрантами, их ответы на неожиданные вопросы открывали публике невидимую «сторону медали» музыкального мира. С другой стороны, возникло ощущение, что грань между сценой и зрительской зоной словно растворилась, а концерт стал напоминать живой дышащий организм.

Второй частью вечера стало исполнение двух частей Пятой симфонии Бетховена. Этому предшествовали заклинания, извлеченные Мансуровым из электронного инструмента Soma Pipe, которые погрузили присутствующих в гипнотическое состояние и подготовили почву для восприятия симфонии.

Еще одной находкой стало приоткрытие завесы в мир дирижерского мастерства. Участники филармонического проекта «лаборатория молодых дирижеров» опробовали свои силы в исполнении одного и того же фрагмента симфонии (начало Финала), и публика, таким образом, смогла прочувствовать, что есть интерпретация.

Кульминацией вечера стало соединение публики и оркестрантов в единое целое: всех желающих пригласили занять место среди исполнителей, оказаться буквально внутри звукового потока. Такое завершение программы предвосхищало намеченное на следующее воскресенье исполнение Девятой симфонии с ее девизом «обнимитесь миллионы!»

Вечер подарил много сюрпризов. Спонтанность всех элементов, импровизационность происходящего – со всеми их плюсами и минусами – нельзя было не заметить. В тоже время, ощущение чего-то живого, настоящего, не наигранного и правдивого не покидало на протяжении всех двух с половиной часов, проведенных на крыше.

Наталья Сычёва
29.05.2019
Фото: Евгений Головатенко