«Контролируемая шизофрения» Александра Мусиенко

Когда слышишь имя Александра Александровича Мусиенко, в памяти невольно всплывают яркие образы, созданные мастером на сцене Ростовского музыкального театра. Человек, связанный тесными узами с этим искусством, должен гармонично сочетать в себе музыкальный слух и физическую активность, интуицию и художественное воображение, развитый интеллект и сильную харизму. Всем этим Мусиенко обладает сполна. Красота голоса артиста никого не оставит равнодушным. Его бас бархатистого тембра звучит полнокровно, мощно и обладает богатейшей палитрой красок. Несмотря на плотный график в музыкальном театре, артист успевает вести успешную преподавательскую деятельность в Ростовской консерватории.

Родился Александр Мусиенко в маленьком городке Приморско-Ахтарске, на берегу Азовского моря в Краснодарском крае, где была лишь школа искусств, куда его привели восьмилетним огольцом. Спустя пару месяцев он ее покинул: «Как и любому мальчишке, лень мне не позволила стабильно ходить на уроки, а когда я узнал, что там нужно еще и домашние задания выполнять, так вообще сбежал».

Александр рос в большой казачьей семье, где было принято собираться вместе и петь. К тому же ему очень нравилось смотреть праздничные концерты по телевизору, где исполнялись оперные арии и романсы: «Больше всего я любил первое отделение, где Ю. Богатиков пел советские эстрадные хиты, а Е. Нестеренко – более серьезный репертуар». Возможно, тогда и возник интерес к будущей профессии.

Творческое начало проявлялось с ранних лет. Поначалу оно выражалось в стремлении попробовать самые разные занятия, пообщаться с людьми разных профессий. После школы он хотел стать учителем истории, обучался массажу, прошёл курсы корреспондентов, работал на производстве. Жажда нового совершенно случайно привела его в кубанский казачий хор, сформированный при местном заводе. Или не совсем случайно? Правда, юный Александр мечтал петь партии теноров, но, как он с юмором вспоминает, доставались партии лишь басовые, где нужно было просто держать тон.

Пение в коллективе подвело юного хориста к мысли о том, что надо профессионально заниматься музыкой. И коллеги советовали учиться академическому пению, но тогда он и слов таких не знал. Однако тщательно всё продумав и решив для себя, что вокал – это его призвание, он пришёл к своему первому педагогу Александре Григорьевне Козюпа, которая за год дала ему первые основы. Их занятия включали в себя не только постановку голоса, но и изучение нотной грамоты, исторические сведения о композиторах и исполнителях. Несмотря на сложности, двадцатитрехлетний Александр Мусиенко понимал, что таким образом он прикасается к чему-то возвышенному и неведомому, хотя до конца ещё не был уверен, что все эти знания ему пригодятся в дальнейшем.

А. Мусиенко в жизни.
Фото - Ольга Возлюбленная


Спустя год Александра Григорьевна посоветовала заняться музыкой всерьёз и отправила его на прослушивание в Краснодарский колледж искусств, куда Александр без особых трудностей поступил на вокальное отделение. Именно здесь началась основательная работа по освоению профессии. Студент-переросток понимал, что ему следует учиться намного усерднее остальных. Подробно изучив расписание своих сокурсников, ловил момент, когда кто-то из них прогуливал уроки, чтобы лишний раз попасть на занятие по специальности.

Успешно проучившись три года, Мусиенко приехал в Ростов и поступил в консерваторию, в класс профессора Владимира Сергеевича Экнадиосова. Почти одновременно Александр успешно прошел прослушивание в Ростовском театре музыкальной комедии. Все это происходило в период, когда готовилось открытие нового музыкального театра, и Экнадиосов уже готовил оперную труппу, создал организацию под названием «Донская опера», отбирал молодых профессиональных исполнителей. Так, в 1997 году начинающий артист Александр Мусиенко впервые вышел на сцену театра им. Горького в роли Доктора в опере «Травиата». Спектакль прошёл восемь раз, что и для самих исполнителей, и для города в целом было большим событием. Вторая опера, к постановке к которой готовился Мусиенко вместе с труппой, стала «Кармен» – первая премьера Ростовского музыкального театра на Большой Садовой.

Сегодня опытный солист театра, заслуженный артист России может похвастаться огромным количеством исполненных оперных партий. Это Коллен («Богема» Пуччини), Цунига («Кармен» Бизе), Бонза («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Спарафучиле, Монтероне («Риголетто» Верди), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Доктор («Травиата» Верди), Рене («Иоланта» Чайковского), Кончак («Князь Игорь» Бородина), Священник, Старый каторжник («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Василий Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Отец Ювеналий («Юнона и Авось» Рыбникова) и многие другие. С различными постановками артист побывал на гастролях не только в городах России, но и в Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Франции, а также ОАЭ, Китае.

Каждую свою роль Александр Александрович любит по-особенному, и после очередной премьеры копилка репертуара пополняется. На каждом этапе жизни у любого солиста есть свой «список ролей мечты». Если в юные годы он мечтал о роли Собакина в «Царской невесте» и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», то сейчас артист не отказался бы от роли Бориса Годунова из одноименной оперы и Досифея из «Хованщины». Считает, что сегодня смог бы воплотить такие образы глубже, чем 10 лет назад.

Пимпинелли ("Паганини")

Кончак ("Князь Игорь")


Фото из архива театра

Ему чужды наигранность и искусственная эмоциональность. Любой образ, драматический или комический, он лепит так, что ты веришь всему происходящему на сцене. Сейчас вкусовые предпочтения Александр Александрович отдаёт оперетте. Он занят в «Марице» и «Сильве», в «Летучей мыши» и «Паганини». Этот жанр, по его убеждению, представляет особые сложности, преодолевать которые непросто, но интересно: умение сочетать разговорную речь, танец и вокал.

Артист считает важным не только конечный итог работы, но и сам процесс вживания в роль. Он работает не для того, чтобы провести успешную премьеру и равнодушно уйти домой. Напротив, каждая репетиция, каждая проработка персонажа его завораживает, погружая в атмосферу произведения. Часто приходится использовать личный опыт для более естественного воплощения образа. В любом спектакле, будь то опера или оперетта, режиссер дает лишь «матрицу», а всё остальное мастер сцены делает сам.

Рассказывает Павел Сорокин, режиссер Ростовского музыкального театра: «С Сан Санычем очень удобно работать. Любые мизансцены и образ героя он схватывает слёту, вносит свои индивидуальные черты, обогащая тем самым своего персонажа».

Артист делится: «Не бывает такого, что ты выходишь после репетиции из театра и мгновенно переключаешься на реальную жизнь. У тебя в голове крутится диалог, ария или ансамбль. Постепенно ты перенимаешь образ своего персонажа, и он становится частью тебя самого. Какое-то время ты продолжаешь жить в роли, разговариваешь фразочками своего героя и ведёшь себя как ОН. Я всегда своим студентам говорю, что наша профессия актёрская – это «контролируемая шизофрения». Поэтому нужно уметь вовремя вернутся в реальность, чтобы не сойти с ума окончательно».

Александр Мусиенко, проработавший на сцене 20 лет, по-своему видит перспективы театра: «Ни для кого не секрет, что ростовчане очень любят оперетту и собственно Ростов-на-Дону был одним из родоначальников этого жанра в России. Поэтому было бы целесообразно стремиться к разделению нашего театра на театр оперы и балета – и театр оперетты».

Александр Мусиенко – личность отнюдь не консервативная. Любую новую музыку артист воспринимает как «нераспаханное поле» и с большим энтузиазмом берётся за работу. Для него самое важное – это наличие идеи, смысла, логики, а также соблюдение баланса всех составляющих спектакля.

Еще одна грань творчества Александра Александровича – это преподавательская деятельность. Будучи солистом музыкального театра, в 2006 году он принял приглашение руководства кафедры сольного пения Ростовской консерватории на должность педагога. Сначала к своим возможностям на этом поприще артист отнёсся скептически, хотя всегда восхищался педагогической деятельностью, и такие мысли его часто посещали. Судя по достижениям его студентов, Александр Мусиенко талантлив не только в сценической работе, но и в педагогической. За годы работы доцент Мусиенко выпустил 16 студентов, каждый из которых ведёт успешную карьеру в различных театрах нашей страны. В их числе солистка Ростовского музыкального театра Екатерина Горбань, солистка Симферопольского академического музыкального театра Виталина Скокова, солист Ростовской государственной филармонии Илья Болдырев, солист Омского музыкального театра Никита Мухин.

С каждым годом количество студентов, желающих обучаться у талантливого педагога, только увеличивается, а выпускники с теплотой и благодарностью вспоминают годы общения с ним. Своих студентов артист готовит как будущих солистов, вселяя в них уверенность и стараясь привлекать их к участию в различных конкурсах, концертах, фестивалях. Занятия проходят ярко и живо. Александр Александрович (или, как его ласково зовут не только коллеги, но и ученики, Сан Саныч) никогда не скупится на шутки, считая их неотъемлемой частью процесса работы. К каждому студенту старается найти тот подход, который поможет воспитаннику раскрыться. К кому-то такой «ключик» удается подобрать быстро, с другими приходится «возиться» несколько лет, но именно этот процесс и доставляет удовольствие наставнику. Тем не менее, Александр Александрович, как человек опытный, старается всегда честно оценить возможности каждого студента, не давая им ложных надежд: «Очень сложно отыскать нужные слова для такого рода беседы, но если это не сделать вовремя, то ты испортишь жизнь человеку. Возможно, потом он уйдет в другую профессию и будет там счастлив».

Артист и педагог, Александр Мусиенко успешно совмещает две грани своего творчества. Это музыкант, который живет своей профессией, с чуткостью и отзывчивостью относится ко всему, что его окружает.

Лиана Бурнацева