Музыкальная живопись или живописная музыкальность?

23 октября в большом зале Ростовской филармонии прошел концерт «Музыкальная живопись».

Фото: afisha.yandex.ru

Идея, заложенная в название вечера, была вполне ясна – будет исполнена живописная музыка. Так и произошло: прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского и «Этюды-картины» op. 39 Рахманинова. Названия произведений говорят сами за себя. Но организаторы пошли дальше и решили «приукрасить» и без того картинную музыку видеорядами. На первый взгляд, затея безобидная, но не тут-то было!

«Картинки с выставки» были исполнены лауреатом международных конкурсов Франческо Комита. Молодой итальянский пианист, окончивший консерваторию им. Ф. Чилеа и Фортепианную академию в Имоле, на данный момент занимается у профессора Московской консерватории Наталии Трулль.

По-видимому, он пианист тонкой душевой организации, так как «Картинки с выставки», которые предполагают яркую игру контрастов, предстали в «олириченном» виде. Если быть точнее, ему удалось показать тысячи оттенков лирики вместо предполагаемых резких образных перепадов. Хотя порой контрасты проявлялась, но столь неровно и неуверенно, что оценить их могли лишь самые внимательные слушатели.

Для слушателей же менее внимательных интереснее было в безграничных просторах интернета, о чем каждые 5–10 минут сообщал резко включающийся звук очередного видео. Пожалуй, именно для этой половины зала и в пару ведущему Юрию Корушеву была приглашена Мисс Ростов 2018 и входящая в топ 10 Мисс России 2019 Елена Разинкова. Возможно, организаторы таким образом желали подчеркнуть живописность мероприятия, однако для академического концерта это был лишним.

В первом отделении «Картинки с выставки» сопровождались видеорядом, который состоял из абстрактных акварелей Кандинского и поэтому, восприятию музыки он мешало в меньшей степени. Но во втором отделении ситуация резко поменялась.

На сцене блистала несравненная Анна Булкина. Закончившая Ростовскую государственную консерваторию в классе профессора Риммы Скороходовой, она одновременно обучалась в Техасском университете у профессора Тамаса Унгара. Ее Рахманинов был неподражаем, все многообразие картинных зарисовок и эмоциональных состояний Анне удалось пережить и передать слушателям. Затихли даже любители видеопросмотров. Однако изображения, на этот ряд более конкретные, вступили в противоречие с музыкой. Зачастую картины великих мастеров, а это был Шишкин, Айвазовский, А. Шенк, О. Редон, не соответствовали звучащей музыке, что порождало диссонанс в умах и душах присутствующих.

И все же даже не это самое разочаровывающее. Удручало то, что в центре внимания оказалась не музыка, не исполнители, а именно видеоряды. Роль пианистов свелась к бытовому тапёрскому делу, то есть подыгрыванию шедеврам живописи, представленным на экране. Да и сама идея видеорядов не столь хороша, как может показаться, ибо невероятно ограничивает и даже неверно ориентирует восприятие слушателей.

В общем, концерт оставил двойственное впечатление, а Франческо Комита, сыграв на бис джазовую обработку «Подмосковных вечеров», окончательно доказал, что лирика ему все-таки ближе.

Виктория Власова