«Неправильный» юбилей

26 ноября в Малом зале Ростовской консерватории ученики, выпускники, коллеги, близкие и почитатели поздравляли талантливого пианиста, педагога, заслуженного артиста России, профессора Владимира Самуиловича Дайча с двойным юбилеем – 70-летием со дня рождения и 45-летием творческой деятельности.

В течение почти полувека Владимир Дайч успешно совмещает артистическую и педагогическую деятельность. Последней он никогда не избегал, напротив – по окончании Московской консерватории охотно к ней приступил, став частью коллектива Ростовского музыкально-педагогического института. Увлеченность учителя своим делом, не могла не передаться его ученикам, а потому у музыканта столько благодарных выпускников, которые продолжают традиции своего наставника в разных городах и странах.

В. Дайч принимает поздравления
Фото О. Литвиненко


Своим опытом он делится не только на уроках со своими студентами, но и на различных мастер-классах, а также письменно – в блестяще изложенных методических работах, воспоминаниях и статьях, которые с интересом читают и педагоги, и студенты. Особый талант – владение устным словом, с помощью которого профессор создает настроение вокруг. На занятиях в помощь ученику, ищущему нужный образ или верное туше, Владимир Самуилович может вдруг призвать поэзию. И тогда после урока восхищенный и пораженный студент рассказывает: «Шеф сегодня стихи читал. Пушкина! А потом – Ахматову! А потом еще что-то… Как? Откуда?» В критике он настолько деликатен, что все замечания его звучат как добрые пожелания и не вызывают отчаянных жестов в виде желания немедленно забрать документы из консерватории.

А как любимы публикой концерты Владимира Дайча и его класса, которые (за редким исключением) не просто музыкальные вечера, а тематические циклы, приуроченные к ярким музыкальным событиям! На этих концертах Владимир Самуилович всегда в роли ведущего задает теплый тон встрече и потому кажется, будто Малый зал консерватории превратился в уютную гостиную с камином.

И, конечно, все обаяние личности Владимира Дайча, его тонкость и глубина проявляются в его игре, которую отличает особая звуковая краска – интимная, теплая, матовая (и это охотно перенимают его ученики). Артист потрясающе владеет временем: его исполнение всегда как будто импровизация – гибкое, прихотливое. Именно эту импровизационность он так ценил в исполнении своего отца, известного органиста, пианиста и педагога Самуила Ароновича Дайча; именно эта свобода так завораживает в игре Льва Николаевича Власенко, наставника Владимира Дайча в консерватории. Способность юбиляра быть «в моменте» на сцене не исключает его умения охватывать музыкальное целое, бескомпромиссно вести мысль до конца.

Что же касается состоявшегося концерта, то замысел его был строго засекречен для виновника торжества и расходился со всеми известными сценариями. Как известно, один из них велит юбиляру солировать и гостей к сцене не допускать, другой – принимать поздравительные адреса, утопая в цветах и добрых словах, а выступления счесть приятным дополнением ко всему перечисленному. Избранный же формат напоминал классный концерт, но с одним существенным уточнением: он собрал на сцене воспитанников разных поколений, выпорхнувших из гнезда за период в 40 лет!

На концерте звучало много музыки Шопена. Анастасия Тимофеева (выпускница 1998 года), исполнила его «Баркаролу». Едва начав, она приковала внимание к своей игре: рояль под ее пальцами звучал по-настоящему, полнозвучно. Как тонко она плела труднейший аккомпанемент – боль каждого, кто брался за это сочинение!

Анастасия Богучарова выступила с Ноктюрном b-moll: каждый изгиб мелодии – то щемящей, то ласковой – она пропустила через своё внимательное ухо и сопереживающее музыке сердце. Она же проявила себя и как чуткая ансамблистка: сначала в паре с вокалистом Ильёй Болдыревым, дав возможность слушателям насладиться вокальной лирикой Свиридова, а затем – с Татьяной Зениной (обе 2018), крепко и слаженно исполнив первую часть сонаты Брамса для двух фортепиано. Татьяна Зенина также выступала в концерте сольно с Первым скерцо – бравурно, ярко.

Не обошлось, конечно, и без баллад. В первом отделении Юлия Шилина (2015) исполнила f-moll’ную. На мой вкус, было многовато педали и слегка затянуто; в этом коварство прекрасной музыки: ее красоты увлекают и перетягивают внимание исполнителя на детали, заставив его позабыть о целом. Во втором отделении звучала F-dur’ная баллада в исполнении Анны Агаджанян (2017), и это было, мне кажется, одним из самых ярких выступлений вечера. Пианистка сумела даже в самых эмоционально накаленных эпизодах остаться верной аристократизму этой музыки, не отдаваясь беспредельному самовыражению.

Светлана Хугаева (1998, некогда однокурсница Анастасии Тимофеевой) очаровывала слушателей музыкой Брамса. Ор. 118 – особенный для пианистов; это опус-откровение, каждая нота которого играется болью своей души. Так это звучало и у этой пианистки, чье потрясающее ощущение целого также нельзя обойти вниманием.

Поэтический тон концерта поддержала и продолжила Арина Саитова (2012), дополнив список отзвучавших сочинений «Грёзами любви» Листа. Очень вдохновенное выступление и, вместе с тем, очень взволнованное: часто эмоции одерживали верх над исполнительской волей.

Но по мере приближения концерта к его логическому завершению страсти и бури романтической музыки стали стихать. Зал наполнили трогательная «Мелодия» Альмейда – Фролова и развеселое «Старое банджо» Качалина в исполнении бывалого дуэта Ирины Стрелковой (1979) и Елены Потехиной (воспитанницы доброго друга юбиляра – профессора Игоря Бендицкого).

Финальную же точку в концерте поставил, как сказал Владимир Самуилович, «не мой студент, а папа моего студента» – Юлиан Селицкий, известный в нашем городе пианист, в том числе джазовый. Юбиляру он преподнес импровизацию, сотканную из мотивов популярных сочинений классической музыки и, конечно же, старой доброй «Happy birthday». Такое остроумие и обаяние покорили зал, и концерт венчался оглушительными аплодисментами.

Герои вечера на финальном поклоне. Слева направо: В. Дайч, С. Хугаева, А. Богучарова, Т. Зенина, А. Саитова, И. Стрелкова, А. Агаджанян, Ю. Селицкий
Фото Д. Сейраняна

Вот какая мысль меня посетила во время концерта: если ученики – всегда зеркало своего учителя, а поздравления – зеркало того, кого поздравляют, то этим вечером стараниями выступавших мы видели портрет замечательного музыканта – ищущего, с изысканным вкусом, и педагога, который смог уберечь в своих учениках главное – любовь к музыке, взрастить в них уверенность, окрылить и преумножить их жажду творить.

Лидия Закарян