Никогда не разговаривайте с неизвестными!

9 марта Ростов-на-Дону в ходе гастрольного тура посетил Театр Романа Виктюка с постановкой «Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного». На сей раз – на площадке Конгресс-холла ДГТУ, которая уже успела стать для ростовчан одной из культовых, о чем свидетельствует галерея славы при входе в зал, где висят фотографии известных артистов и журналистов, выступающих на этой сцене.

Декорации спектакля
Фото автора


Визиты театра стали для Ростова доброй многолетней традицией. Каждый год зрители с большим удовольствием ходят на, не побоюсь этого слова, гениальные постановки Маэстро. Например, в марте 2015 года театр привез спектакль «Служанки» по пьесе Жака Жене, который стал манифестом новой театральности. И находясь в репертуаре театра более 30 лет, он до сих пор не теряет актуальности и собирает полные залы.

«Мастер и Маргарита» младше «Служанок» на 10 лет – ровно столько потребовалось Виктюку для постановки бессмертного произведения Булгакова. Для Ростова встреча со спектаклем проходит уже второй раз, премьерным стал 2016 год.

Виктюк, снабжая название подзаголовком «Сны Ивана Бездомного», дает понять, что классической трактовки сюжета ждать не стоит. И действительно, основной музыкальный лейтмотив – «Куплеты Мефистофеля» из оперы Гуно «Фауст», сценическое решение (Воланд постоянно находится на сцене) наводят на мысли о дьявольской ирреальности, отождествляемой с эпохой Советского Союза. Погрязшей в кошмаре страной, чьи дети – Мастер (Павел Новиков), и Маргарита (Екатерина Карпушина) – не имеют права на человеческую жизнь и любовь и вынуждены искать справедливости у потусторонних сил, а единственный выход находят в смерти. Вообще персонажи, чьими именами озаглавлен роман, не являются главными в постановке. Ведущие роли отводятся Бездомному (Игорем Неведров) и Воланду (Дмитрий Бозин), а всё происходящее – страшные сновидения Ивана, в которых неотступно присутствует Князь Тьмы.

Игорь Неведров (Иван Бездомный) и Павел Новиков (Мастер)
Фото Вячеслава Богомолова


Чувство ужаса не покидает зрителя весь спектакль. Медицинские каталки, периодически носящиеся по всей сцене: «и тебя вылечат, и меня вылечат»… Общее безразличие окружающих к происходящему… Поведение Бездомного, интонации которого часто срываются на визг, а попав в лапы медицины, он как заведенный марширует под песню «Если завтра война»… Требования «простых граждан» «расстрелять врагов народа, как бешеных собак»… Настоящим апогеем страха становится финальная сцена, где звучит подлинная фонограмма речи Сталина… А весь сыр-бор – из-за «невинного» разговора с неизвестным.

Изначально режиссер задумывал трактовать сюжет как сатиру, и некоторые сцены действительно выглядят именно так, например, моменты, когда Гелла (Людмила Погорелова) выступает в качестве сурдопереводчика речей Сталина и тех самых граждан, высмеивая содержание и порой показывая неприличные жесты. Но это «смех сквозь слезы».

Сценография Владимира Боева (костюмы Евгении Панфиловой) утверждает мысль о мертворожденной эпохе: с одной стороны, голова Ивана Бездомного, внутри которой и происходит все действие, с другой – христианский крест, нависающий над пустыми бюстами вождей мирового пролетариата (в сцене бала у сатаны именно они становятся приглашенными гостями). Вся эта конструкция обрамлена металлическими брусьями, своими очертаниями напоминающая пирамиду, как бы намекая, что все происходящие события похоронены под плитами времени, однако, неизгладимый след в умах всех последующих поколений оставлен. А висящая над сценой надорванная красная материя выглядит, как остатки от прошедшего партийного собрания. И в центре пирамиды на кресте слепящая лампа – символ то ли допроса в «органах», то ли тоталитарного контроля.

Дмитрий Бозин (Воланд) и Игорь Неведров (Иван Бездомный)
Фото Елены Анискиной


Невероятным образом решены временные перебросы. В сценах с Понтием Пилатом новые актеры не появляются, роль Иешуа исполняет Игорь Неведров, который одновременно является и Иваном Бездомным, а Мастер – Павел Новиков – становится Пилатом. Не потому что актеров не хватило, а потому эта образная параллель присутствует на самом деле. Пилат и Мастер становятся заложниками социальной обстановки, в которой они оказались. Даже при желании спасти от казни Иешуа, прокуратор испытывает давление синедриона и толпы, Мастер же способен выразить правду лишь в романе, который противоречит идеологии времени и, значит, преследуется властью. Бездомный же и Иешуа пытаются открыть глаза на истинное положение вещей и бороться с неизбежностью.

Спектакль изобилует персонажами, а следственно и актерами, и все же более яркими оказались именно ведущие – Дмитрий Бозин и Игорь Неведров. Каждый пылал невообразимой энергией: Бозин, словно змей Каа из «Книги джунглей» Р. Киплинга, гипнотизировал зал, как и должно Мефистофелю, Неведров же, наоборот, бушевал бурей безумия и здравомыслия в одном флаконе.

Екатерина Карпушина (Маргарита), Дмитрий Бозин (Воланд) и Павел Новиков (Мастер)
Фото Вячеслава Богомолова


Кстати говоря, оба они совсем недавно попробовали себя в роли режиссеров! Дмитрий Бозин поставил спектакль «Маугли. Доброй охоты!», Игорь Неведров дебютировал спектаклем «Танго» по одноименной пьесе С. Мрожека. Недаром рисунок их ролей в «Мастере и Маргарите» очень родственно их постановкам, ибо «Маугли», как сказал Бозин в одном из своих интервью, построен «в пространстве Великого Каа», а «Танго» Неведрова решена в духе «театра абсурда».

Спектакли подобного рода, где сложный сюжет остается понятным, на сегодняшний день довольно редкое явление, и заслуга Романа Григорьевича заключается в том, что он способен мастерски воплотить и донести до рядового зрителя высокое интеллектуальное искусство.

Ходите в театр! Любите театр! И он ответит вам взаимностью!

Виктория Власова