«Дивные adagio» Дебюсси

Сейчас, весной 2020 года, всё необычно: утратив возможность свободно перемещать себя в пространстве, мы обрели способность путешествовать во времени и быть там, где уже были, снова. Или даже там, где быть не могли. И в этих случаях прошедшее повторяется в точности. Так, 21 мая в рамках онлайн-проекта Свердловской филармонии «С филармонией дома», казалось бы, далекий вечер 8 октября 2015 года, на котором отзвучали 12 прелюдий Клода Дебюсси в исполнении Антона Батагова, повторился снова и – к счастью.

Антон Батагов – выдающийся музыкант нашего времени. Композитор и исполнитель, для которого, по его же словам, «старая музыка» написана сегодня, а «новая» – вчера. Его фортепианные вечера всегда необычны: в одной программе непредсказуемо сплетаются произведения Сергея Рахманинова и Филипа Гласса, Иоганна Себастьяна Баха и Джона Кейджа, Доменико Скарлатти и Стива Райха. Возможно, особое композиторское слышание Батагова находит общее там, где его не в силах найти другие.

Программа этого концерта не предполагала никаких хитросплетений – только Первая тетрадь прелюдий Клода Дебюсси, одного из любимых композиторов Антона Батагова. Пианист выступал, как и всегда, в темноте – лишь две крошечные световые точки ламп, подсвечивающих ноты, указывали на то, что волшебство звуков творится не само по себе. Идею исполнителя – дать возможность слушателям сосредоточиться на музыке – операторы не поддержали: интонация съемки была очень суетливой, в то время как все прозвучавшие миниатюры представляли собой череду дивных adagio. И речь не о медленных темпах, которые так любит этот исполнитель. Любит за возможность ощутить предельную выразительность даже не каждой музыкальной фразы или мотива, а каждой ноты. Называя прелюдии дивными adagio, я имею в виду не темп событий, а темп созерцания, который пианист выбрал для себя и который он предлагает слушателям.

Да, в медитативном состоянии часто клонит в сон и уносит в мечты. Но эта история к Антону Батагову отношения не имеет. Своим исполнением он создает ситуацию, в которой каждый может вчувствоваться в звучание, налюбоваться им, погружает в звуковую пучину, манящую множеством красок фортепианного тембра.

Среди всех прозвучавших прелюдий выделю три, которые по сей день не стихают в моем доме и звучат, кажется, даже во снах.

Прелюдия «Шаги на снегу» стала моим личным открытием: вдруг представились не следы, а значит – изображение, но шаги, а значит – звук. Невероятные гармонии Дебюсси вдруг выстроились не в линию следов, а превратились в само движение.

«Затонувший собор» тоже предстал в новом обличии: обычно эту прелюдию исполняют как-то по-сказительски монументально. У Батагова же это от первой до последней ноты – стихия колокольного звона и пения хора, мягко и густо звучащая в пространстве воды, укрывшей эти прекрасные звуки от человека.

Сердцем же цикла стала прелюдия «Девушка с волосами цвета льна». Мне показалось, что именно для нее Дебюсси соткал все свои звуковые полотна. Исполнитель дал возможность насладиться каждой чертой этого таинственного образа. Солнечная краска основной темы то чуть пряталась за дымкой педали, то звучала с кристальной чистотой – оттого этот мотив хотелось слышать снова и снова. Как хорошо, что запись дает возможность не отказывать себе в этом. Как же хочется услышать исполнение Антона Батагова не в записи!..

Лидия Закарян
Фото с сайта http://diaghilevfest.ru