Петя и Ютьюб

Классическая музыкальная культура приспосабливается к новым условиям. Концерты проходят онлайн на ютьюб-каналах, в Инстаграм, Facebook и даже ВКонтакте. Казалось бы, сегодня это действительно выход. Остается лишь один вопрос: не является ли все это профанацией настоящего искусства?

Невольно задумываешься о судьбе артистов. Ведь они уже несколько недель лишены привычных репетиций и выступлений, рискуют потерять творческую форму. Те же, кто еще не успел «встать на ноги», могут оказаться и вовсе никому не нужными: зачем набирать новый персонал, если можно просто транслировать старые записи?

Для аудитории как плюсом, так одновременно и минусом является общедоступность размещаемого контента. Достоинства очевидны: каждый, не выходя из квартиры, может приобщиться к богатствам крупнейших культурных институций мира. Однако многие смотрят концерты и спектакли, совершают виртуальные экскурсии по музеям, не отвлекаясь от домашних дел, что неизбежно искажает восприятие, меняет эмоциональный фон. Нет уверенности, что зритель перед экраном телевизора так же сострадает героине оперы, как в театре, где она именно сейчас, в данный момент переживает трагедию. Или так же радуется виртуозности концертных исполнителей, как если бы находился в зале филармонии.

Однако плюсов гораздо больше. Главный из них – уникальность многих записей, которые ранее были закрыты для широкого доступа. В их числе и симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» в исполнении оркестра Мариинского театра. Большинство музыкантов с детства знакомы с этим замечательным творением. Это наполненное светом и радостью сочинение можно слушать бесконечно и всегда находить что-то новое. Для детей же это увлекательное путешествие в мир музыкальных инструментов. Началось это путешествие в середине 1930-х годов, когда Наталия Сац, руководитель Детского музыкального театра, попросила композитора написать такое музыкальное сочинение, где историю будет рассказывать симфонический оркестр. Но к нему нужна и своеобразная «пояснительная записка», чтобы дети не заблудились в оркестровом полотне. Композитор с большим удовольствием принялся за работу, создав не только музыку, но и словесный текст, а инициатора партитуры называл «матерью произведения». Наталия Ильинична стала и первой исполнительницей роли чтеца. Впоследствии рассказчиками были знаменитости, среди которых упомянем Л. Бернстайна, С. Лорен, Ш. Стоун, Стинга, Д. Боуи, С. Безрукова и даже С. Шнурова. Читали текст экс-президенты СССР и США М. Горбачев и Б. Клинтон.

В исполнении Мариинского театра выбор рассказчика оказался по-своему не менее примечательным: роль была поручена несравненному Константину Хабенскому. Интересно, что артист выступил еще и в роли ведущего, и здесь все было не классично. Он общался с залом, побуждая детей задуматься, чем отличается музыкальная сказка от простой, откуда рождаются звуки? Так ненавязчиво актер подвел к главному объекту внимания – музыкальным инструментам. Дабы не запутаться в таком количестве персонажей сказки, учитывая, что они не визуализированы, а для маленьких детей это может стать проблемой, каждый герой произведения был представлен «своим» музыкальным инструментом. Еще больший интерес публики Хабенский подогрел распределением зала на команды: кошечек, котят, котов, птичек. По его знаку они должны перевоплотиться в своих персонажей. И конечно же, сказка не могла обойтись без «сказочника» – именно так был представлен стоявший за пультом Валерий Гергиев.

Когда, наконец, долгожданная сказка началась, как нельзя кстати пришелся актерский талант Хабенского Он вживался в роли настолько правдоподобно, насколько вообще возможно изобразить мимически и пластически состояния героев, даже если это животные. Голос чтеца менялся в зависимости от ситуации, становясь хитрым или «неповоротливым», уставшим или устрашающим, настороженным и сердитым.

Счастливый конец украшал юмористический комментарий к финальному торжественному шествию – дразнилкой птички: «А вот какие мы с Петей, а вот кого мы поймали».

Под управлением, можно сказать, героя нашего времени Валерия Гергиева оркестр, в котором собрались лучшие из лучших, создавал подобающую атмосферу, переживая вместе с юными слушателями судьбу персонажей. Красота и внятность, а главное цельность каждого музыкального фрагмента органично соединились в единое действо.

Такое прочтение бессмертного произведения Прокофьева с уверенностью можно назвать эталонным. Путешествие вместе с пионером Петей в мир музыкальных инструментов продолжается.

Марина Порубина
Фото с сайта Мариинского театра