Пушкин на балалайке

15 ноября в зале Ростовской филармонии оркестр русских народных инструментов «Дон» отыграл концерт «Я помню чудное мгновенье», посвященный Пушкину.

Оркестр «Дон» существует с 2003 года под руководством своего основателя, заслуженного деятеля искусств России Крикора Хурдаяна. Потребность в подобном коллективе ощущалась гораздо раньше, но попытки его создания долгое время оказывались безуспешными. Должен был появиться человек, способный зажечь сердца не только музыкантов, но и чиновников, так как именно они были камнем преткновения в этом благом деле.

Крикор Хурдаян – уроженец Донской земли. Получил профессиональное образование в Ростове-на-Дону, в музыкально-педагогическом институте (по классу баяна профессора А. В. Сахарова, дирижирования – профессора Р. Г. Каспарова) и продолжил его в столичном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (по классу дирижирования профессора В. М. Зиновьева).

С недавних пор, в связи с болезнью художественного руководителя и главного дирижера, за пульт пришлось стать первой балалайке оркестра Вадиму Калугину (который овладевал искусством дирижирования в классе профессора К. Д. Хурдаяна). Но ближайшим концертом, посвященным 450-летию образования Донского казачества, который состоится 29 ноября, будет руководить бессменный лидер коллектива.

Фото 1: Вадим Калугин


В сознании слушателей существует некий стереотип, будто оркестры русских народных инструментов способны исполнять лишь народные песни и музыку фольклорного склада. Это заблуждение: такие оркестры часто и довольно охотно исполняют оригинальную музыку, специально написанную для этого состава, переложения классики, эстрадный репертуар. «Дон» – не исключение. К слову сказать, исполнение классического репертуара затруднено недостаточным числом переложений, недаром в консерватории все исполнители на народных инструментах проходят такой предмет как «Переложение». И хотя обычно перекладывают фортепианную музыку на симфонический оркестр, необходимые навыки приобретаются.

Не так давно коллектив начал создавать программы, связанные с поэзией и с упором на классическую музыку. Так, за последние годы слушатели познакомились с программами «Поэты XX века», «Есенинский венок» (проект Сергея Зыкова), «Сергей Есенин и музыка» и другими. В этом ряду стоит и очередная пушкинская программа «Я помню чудное мгновенье». Концепция концерта – это «чудные мгновенья» соприкосновения с лирикой Пушкина.

Фото 2: Николай Мальцев


Открыла вечер увертюра к опере «Руслан и Людмила», обращая слушателей к двум линиям творчества великого поэта, – сказкам и любовной теме. Правда, гениальная партитура Глинки легла на новые тембры неидеально: полетная тема прозвучала задорно, но приземленно, а лирическая приобрела неуместный оттенок иронии.

Оркестр вместе с мастером художественного слова заслуженным артистом России Николаем Мальцевым представили «Метель» Свиридова – музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. Форма была избрана вполне естественная: артист читал фрагменты текста, оркестр иллюстрировал прочитанное. Однако, когда эти компоненты накладывались друг на друга в одновременности, оркестр из главного действующего лица превращался в тапера, подыгрывающего чтецу.

Фото 3: Илья Болдырев


Что уж говорить о визуальном ряде, к которому оркестр «Дон» обращается довольно часто! Некоторые произведения сопровождались отрывками фильмов на соответствующие сюжеты, например, та же увертюра к «Руслану» или «Полет шмеля» в блестящем исполнении Игоря Бабина (флейта). Но во время исполнения «Метели» были запущены картинки в духе компьютерной графики. Несовпадение темпоритма, мелькание изображений на экране невероятно отвлекало от основного действа, то есть звучания музыки; вспомогательная функция видеоряда превратилась в основную.

Концерт негласно поделился на две половины: в первой исполнялись оркестровые сочинения, а во второй на сцену вышли певцы, добавившие в тембровую палитру программы новых разнообразных красок. Здесь и оперный вокал Ксении Филимоновой, которая неподражаемо исполнила романсы Рахманинова («Не пой красавица при мне») и Власова («Бахчисарайский фонтан»). И универсальный голос Ильи Болдырева, который органичен в любом стиле, в том числе классическом, что позволило проникновенно спеть арию Онегина и каватину Алеко. И откровенно народный вокал Анастасии Дробышевой, заменившей Оксану Третьякову (которая в данный момент находится в декретном отпуске) и исполнившей песню цыганки «Старый муж» и народную песню «Липа вековая».

Фото 4: Участники концерта на поклонах


Вишенкой на торте стали «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Этому популярному номеру новое звучание, как говорится, оказалось впору. Интересная оркестровка Маргариты Литвиновой ненадолго вернула каждого слушателя в детство, в фильмы-сказки, в музыке которых без домр и балалаек не обходилось. Завершился концерт громогласным «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Почему – можно лишь гадать. Наверное, во славу Пушкина, во славу русской культуры!

Виктория Власова
Фото: Диана Шмакова