Бетховен о любви

В этом году исполнилось 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена. В концертных залах страны повсеместно звучат произведения великого композитора, и Ростовская государственная филармония не могла оставить без внимания столь знаменательное событие..

Отметило юбилей и творческое объединение «Классик-концерт», существующее с года Великой Победы и называющее себя таким именем с 2011 года (директор Ольга Стагниева) – талантливый коллектив инструменталистов, вокалистов, мастеров художественного слова и музыковедов. В состоявшимся 22 ноября в Малом зале филармонии концерте с характерным названием «К далёкой возлюбленной…» прозвучали камерные вокальные и инструментальные сочинения Бетховена. Организаторы вечера решили обратиться к теме любви в творчестве мастера, которого называют первым романтиком.

Концерт открылся знаменитой «К Элизе» в исполнении Дмитрия Кривоносова, который предложил также первую часть «Лунной сонаты». Его рояль звучит уверенно и при этом нежно, добавляя этим «Элизе» больше мягкости, а сонате – созерцательности. Сдержанную величественность и стать показала Зарина Тлехурай в Багателях, которые во времена Бетховена послужили одним из первых образцов романтической фортепианной миниатюры.

«К далекой возлюбленной». Солист Александр Гончаренко, концертмейстер Дмитрий Кривоносов


Центр программы, на что и настраивало название, заняла вокальная музыка. Цикл «К далёкой возлюбленной» в исполнении тенора Александра Гончаренко прозвучал на русском языке (в переводе Сергея Андрианова). Как выразилась ведущая концерта Мария Гринёва, это был эксперимент, и весьма удачный с точки зрения массового зрителя. Певцу успешно удалось передать образ пылкого и мечтательного юноши, отчаянно ищущего свою возлюбленную. Сопрано Гаянэ Джаникян исполнила части из другого бетховенского цикла – 25 Шотландских песен, распевая (также на русском языке) о томном ожидании, радостях и тяготах любви. Она же спела арию Марселины из оперы «Фиделио», прекрасно преподнеся образ юной кокетливой девушки. Арию Леоноры из той же оперы на языке оригинала преподнесла сопрано Кнарик Закарьян, перевоплотившись в опечаленную, а затем сильную волевую женщину, готовую на всё ради любви. Завершила концерт Анастасия Таран третьей частью 30-й сонаты, чьи темы позаимствованы из цикла «К далёкой возлюбленной». Пианистка показала разнохарактерную виртуозную игру, с одной стороны светлую и лирическую, с другой стороны буреносную, сметающую все на своем пути.

Участники концерта (слева направо): Александр Гончаренко, Зарина Тлехурай, Кнарик Закарьян, Анастасия Таран, Дмитрий Кривоносов, Гаянэ Джаникян


Исполнители и концерт в целом вызвал приятные эмоции. Способствовала этому и ведущая Мария Гринёва, интересно и познавательно представившая номера программы, радушно общавшаяся с публикой. Слушатели внимали сочинениям не только популярным, но и звучащим крайне редко, однако при этом примечательным с той или иной точки зрения, как например, первый в истории музыки вокальный цикл, или номера из «Фиделио», практически не исполняемой на отечественной сцене. Выбор любовно-лирического ракурса программы свеж и привлекателен. Когда вокруг звучат героические и триумфальные симфонии и концерты Бетховена, камерный вечер с такой тематикой – это, возможно, то, чего нам не хватает.

Елизавета Клеопина
Фото: Галина Суховерхова