We Will Sympho-Rock You!

Первого декабря на сцене Ростовского музыкального театра прошел полюбившийся зрителю концерт «Симфо-рок – 3. The best». Премьера его состоялась еще в феврале, однако в этот раз новый звукорежиссер (Александр Баранов) с помощью недавно приобретенного оборудования дал возможность этой программе зазвучать по-другому.

Проект возник несколько лет назад, и сначала был показан в Европе под руководством бессменного дирижера Андрея Иванова. Рассчитанный на публику 35–40 лет, такой концерт привлекает и более юных зрителей. Благодаря тому, что программа носит неакадемический характер, у исполнителей выстраивается своеобразный «интерактив» с залом, люди в театре чувствуют себя более свободно. Джинсы, рубашки и кроссовки вместо вечерних нарядов, хлопки в такт музыке, свечение телефонными фонариками во время исполнения финальной «Я свободен» – маркеры не театральных спектаклей, а всевозможных массовых концертов. Даже звонок по такому случаю сделали нестандартный – не песенка Герцога из оперы «Риголетто», а популярный гитарный рифф Deep Purple «Smoke on the water». Показателем раскрепощенности публики можно считать и исполнение одним из зрителей во время антракта попсового кавера, привлекшего внимание и сорвавшего аплодисменты всех собравшихся в фойе партера.

Прелесть Симфо-рока (как и «Музыкальных хитов Голливуда» или программы «Музыка советского кино») в том, что даже если их зритель не пойдет потом на «Хованщину» или «Спартак», то по крайней мере познакомится с солистами, оркестром и дирижером театра.

Программа третьего Симфо-рока не только вобрала в себя то, что полюбилось зрителю в первом и втором варианте концерта, но и обогатилась новыми солистами и композициями. Главным отличием стало введение в трек-лист хитов русского рока. Кстати, после восторженных отзывов зрителей появилась идея сделать отдельную, русскую программу (воплотится она в жизнь или нет – вопрос отдельный). Есть и то, что уже превратилось в традицию: например, участие детской хоровой капеллы, приглашение рок-вокалистов. Пополнилась программа и новыми исполнителями – артистами театра.

В создании шоу весомое место занимает визуальная составляющая. Лейтмотивом концерта становятся «неоновые музыканты», как назвала их режиссер Анастасия Неговора. В начале они проходят по зрительному залу со светящимися музыкальными инструментами, затем сопровождают многие номера подтанцовкой. Художник по свету Ирина Вторникова мастерски выполнила свою работу, прописав для каждого номера индивидуальную цветосветовую партитуру. Нужно больше драйва – красные тона; лирика, балладность, и даже, не побоюсь этого выражения, философский тон – бело-синяя гамма; фиолетово-розовые цвета создают флер 80-х. Но несмотря на полное соответствие настроению песен, есть и ощутимый минус: порой прожекторы мигали с излишней частотой и яркостью. Видеоряд, как и освещение, индивидуален. В выборе видеороликов все достаточно просто – в них либо отражено содержание текста, либо фото артистов, а во время лирических и философских композиций появляются пейзажи или нечто космическое.

Так же просто и без излишеств выполнены костюмы солистов: много кожи и черного цвета – что еще нужно рокеру? Эффектно выглядит хор, выходя на сцену в красных костюмах с остроконечными капюшонами – такой добрый и веселый ку-клукс-клан получается. Выразительно одета и детская хоровая капелла: серые костюмы классического кроя в сочетании со скупыми, механистическими движениями отражают концепцию песни Pink Floyd. А вот решение наряда Марии Давыдовой во втором отделении вышло не очень удачным. Одиннадцатым номером она исполняла эротичную песню Джо Кокера с элементами стриптиза в хореографии в соответствующей по стилю и фасону одежде, а шестнадцатым стала «Группа крови», где этот костюм смотрелся неуместно. В общей картине тоже не обошлось без небольших помарок. Например, рев мотора в начале «The look» Roxette предполагает появление как минимум Харлея, а на сцену выкатывается обычный мопед.

Большинство аранжировок Павла Заморухова и Константина Еськова выполнены на достаточно высоком уровне. Пожалуй, самым показательным в плане их профессионализма номером можно назвать «Who wants to live forever» в исполнении Шамхала Хачатуряна и артистов хора. Эта композиция звучала в завершении первого отделения и явилась откровением, этакой мини-мистерией. В оркестровую ткань мастерски вплетены цитаты из музыки Баха, как бы отвечающие на вопрос, который содержится в названии. В каждой композиции выдержан баланс в оркестровке, а оркестр в целом как будто становится одной большой рок-группой. Из недочетов, которые режут слух, можно выделить назойливый, напористо звучащий тембр саксофона в аранжировке песни Кипелова. Вариант театра сильно приближен к студийной версии, где эта же партия в исполнении электрогитары звучит воздушно и нежно, а потому – к месту. Здесь же замена тембра кажется необоснованной. В сравнение можно привести отличную аранжировку «Полковника» Би-2: она, так же, как и «Я свободен», близка оригинальной версии.

Мария Давыдова


Тембры солистов – и вокалистов труппы театра, и приглашенных рокеров, в одних случаях идеально попали в характер песни, в аранжировку, шире – в формат шоу, в других – не очень. Например, Анна Гаджиева, исполнявшая «The look» Roxette, «I am the fire» Halestorm, и «Любочку» Маши и Медведей, обладает академической постановкой голоса, поэтому звучание получилось объемным и сочным. Очень удачно вписалась в программу Мария Давыдова, исполнявшая «Simply the best» Тины Тернер, «You can leave your hat on» Джо Кокера и «Группу крови» Кино. Благодаря притягательности облика и актерскому таланту, артистка мастерски перевоплощалась в каждый новый образ. Особенно хорошо вышло исполнение Цоя. Глубокое меццо вокалистки идеально подошло минималистичной, скупой на эмоции атмосфере «Группы крови». Хорошо получилась и «Это здорово» Носкова в исполнении Ивана Шонина. Демократичность в выборе штрихов, интонационная сдержанность вместе с подходящим тембром позволили песне прозвучать качественно и индивидуально, без копирования стиля самого Носкова.

Анна Гаджиева и «неоновые музыканты»


А вот у Сергея Арутюняна получилось не всё – в дуэте с Анной Гаджиевой (Roxette) объема в голосе не хватало. Зато баллада Scorpions «Maybe I, maybe you» – полное попадание. Максим Городничий, несмотря на любовь и теплый прием публики, обладая яркой харизмой, не смог совладать со своим тембром. «Полковник» Би-2, «Another brick in the wall» Pink Floyd, «Natural» Imagine Dragons, «Smells like teen spirit» Nirvana прозвучали абсолютно одинаково: плоский, зажатый, направленный будто «в нос» звук был слышен во всех песнях. В какой-то момент даже захотелось сбежать от избытка высоких частот. Издержки певческой манеры отчасти искупались костюмом и укороченной микрофонной стойкой, как у Фредди Меркьюри, во время исполнения хитов Queen на бис. Но ведь это заслуга не артиста, а режиссера и художника по костюмам.

Максим Городничий в образе Фредди Меркьюри


Кульминационные точки концерта – «Who wants to live forever» в исполнении Шамхала Хачатуряна и «Я свободен» Дениса Гуженко. Здесь хочется раствориться в рукоплесканиях и эпитетах, которые выразили бы все восхищение от происходящего на сцене. Академическая постановка голоса Хачатуряна вкупе с оркестровкой, участием хора и освещением позволила прозвучать балладе Queen как настоящей оперной арии. А если прикрыть глаза во время исполнения Гуженко, то можно подумать, что на сцене сам Кипелов. Удивительная схожесть тембров, артикуляции и даже внешности!

Денис Гуженко


Программы «Симфо-рок» заняли прочное место в репертуаре академического музыкального театра. Атмосфера, царившая на прошедшем концерте, позволяет обывателю влюбиться в театр, почувствовать себя в его стенах не как в «храме искусств», где нужно бояться где-то не там похлопать, как-то не так выглядеть, а где можно расслабиться, получить удовольствие и при этом еще эстетически обогатиться. Остается только поздравить театр с новой звуковой аппаратурой и пожелать все-таки найти баланс между оркестром и солистами. Благо впереди Новогодний Симфо-рок.

Надежда Улецкая
Фото со страницы театра в Facebook