«Болящий дух врачует песнопенье...»

Вечер романсов на фестивале «Дворцы Петербурга»

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть...

Е. А. Баратынский

Нынешний год принес миру пандемию, парализовавшую все отрасли человеческой деятельности. Трагические потери, страх, неопределенность, финансовые проблемы, потоки негативной информации – вполне объяснимо являются потенциальной угрозой для каждого из нас. Когда наступает пора суровых испытаний – чем поддержать душевные силы? Человек находит спасение в искусстве. Оно исцеляет и утешает, становится опорой и укрепляет духовные ресурсы, помогает пережить... Помогает выжить.

Музыка всегда давала людям веру и силы дождаться лучших времен. Трудные периоды проходят – искусство остается. Более того, оно видоизменяется, преображается, обретая всё новые способы своего существования. Так будет и в этот раз. Главным образом изменения коснутся форм воспроизведения. Еще весной ведущие мировые театры и концертные площадки начали транслировать в прямом эфире спектакли и концерты без зрителей. Также стали доступны видеозаписи, целые видеоархивы, которые раньше не публиковались из-за опасений снижения офлайн-посещаемости. В результате огромное количество зрителей получили возможность прикоснуться к высокому искусству.

Большой итальянский просвет Нового Эрмитажа


В этом году впервые в онлайн-формате прошли концерты фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», масштабного музыкально-просветительского проекта с многолетней историей. Трансляция осуществлялась на сайте телеканала «Санкт-Петербург» всю осень 2020 года. Фестиваль проводится ежегодно и является одним из главных музыкальных событий Северной столицы. Идея фестиваля возникла еще в 1990 году и принадлежала Константину Орбеляну, в том же году состоялось открытие. Позднее, в силу внехудожественных причин, возникла пауза... Возобновиться удалось лишь в 1997 году усилиями заслуженной артистки России Марии Сафарьянц, которая стала художественным руководителем фестиваля и президентом одноименного общественного фонда.

Художественный руководитель фестиваля Мария Сафарьянц


Создатели фестиваля поставили перед собой важные цели: восстановить музыкальные и культурно-исторические традиции России, привлечь внимание к объектам уникального культурного наследия Петербурга, открыть двери для публики во вновь ожившие дворцовые залы, многие из которых в наши дни мало доступны для посещения. Концерты фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» – это редкая возможность познакомиться с великолепным исполнением шедевров классического музыкального искусства в исторической атмосфере прошлых веков.

За годы существования фестиваля в нем участвовали такие мировые звезды как Рене Флеминг, Сондра Радвановски, Кьяра Таиджи, Джузеппе Саббатини и другие. Многие артисты, приезжающие из других стран, восхищены идеей и признаются, что у них нет подобных проектов. Программы никогда не повторяются, каждая из них включает как популярную мировую классику, так и премьеры.

В этом году при подготовке мероприятия решено было провести несколько концертов в формате онлайн. Город выделил средства. Одним из таких событий стал «Вечер романсов», транслировавшийся 26 октября из Большого итальянского просвета Нового Эрмитажа.

Жанр этот прошел долгий путь, достиг классических вершин в конце ХIХ – начале XX века, а после Октябрьской революции на несколько десятилетий исчез из отечественной культуры. Был умышленно забыт новой властью по идеологическим соображениям и лишь во второй половине 1950-х годов стал постепенно возвращаться. Русский романс и сегодня способен тронуть до глубины души. Сфера человеческих чувств – это то, что понятно каждому, романс о том, что переживают все люди. И хотя на большой сцене пока не так много посвященных ему проектов, постепенно их становится все больше.

Программа, о которой идет речь, представляла двух композиторов, прославивших Россию, – Чайковского (к 180-летию со дня рождения) и Рахманинова. Камерные вокальные произведения этих двух музыкальных гигантов очень разнообразны: любовная лирика, сюжетные романсы, уходящие корнями в русское песенное творчество, трагические монологи с философскими рассуждениями о жизни и смерти, которые продолжают исповедальную тему, популярную в литературе XIX века. Каждый из двух русских гениев по-своему реформировал жанр.

Благодаря сотрудничеству с Российской национальной библиотекой (которая отмечает в этом году свое 225-летие) зрители получили также уникальную возможность познакомиться с лирическими произведениями Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, внука Павла I. Он был одним из выдающихся общественных деятелей Российской империи, а также одаренным музыкантом и поэтом. Раритетные ноты были предоставлены эксклюзивно для концерта музыкальным фондом РНБ, где хранятся богатейшие коллекции нотных памятников российской и европейской культуры. В концерте впервые исполнялись романсы Принца Ольденбургского «Молитва» на собственные стихи, «Море воет» на сл. Д. Давыдова и великолепный дуэт «Есть тихая роща в родной стороне» на сл. Дельвига.

Голоса прославленных солистов Мариинского театра по-новому раскрылись в камерном жанре. Трагичные романсы «Не спрашивай» (Чайковский на сл. Струговщикова, из Гете) и «Полюбила я на печаль свою» (Рахманинов на сл. Плещеева) представила Надежда Сердюк, чьё глубокое мягкое меццо-сопрано в соединении с ярким артистическим темпераментом как нельзя лучше подошли к избранным произведениям.

Трогательные лирические миниатюры, наполненные образами природы, – «Сирень» (Рахманинов, сл. Бекетовой) и «Погоди» (Чайковский, сл. Грекова) ярко прозвучали в исполнении Оксаны Шиловой. Звонкие хрустальные ноты ее сопрано и безукоризненная нюансировка сочетались с точной передачей образа, певица наполняла каждый романс живостью и искренностью, в равной степени демонстрируя великолепное вокальное и актерское мастерство.

Один из любимейших солистов петербургской публики, победитель международных конкурсов Григорий Чернецов очаровал слушателей виртуозным исполнением «Серенады Дон Жуана» (Чайковский, сл. А. Толстого). Он же представил довольно редко исполняемый философский романс «Подвиг» (Чайковский, сл. Хомякова), в котором его выразительный баритон звучал особенно проникновенно.

Солист Мариинского театра Григорий Чернецов


Юрий Воробьев – певец, получивший признание за рубежом, приглашенный солист Лионской оперы, Канадской оперы, Королевского театра Ковент-Гарден, где его мощный красивый бас востребован в партиях вердиевского и вагнеровского репертуара. В его исполнении в лучших традициях академического вокального искусства прозвучали романсы Рахманинова «Вчера мы встретились» (сл. Полонского) и «У врат обители святой» (сл. Лермонтова).

За роялем в этот вечер был заслуженный артист Республики Северная Осетия–Алания, дипломант международных конкурсов Анатолий Кузнецов, который явил публике высокое техническое мастерство и продемонстрировал идеальный звуковой баланс с каждым из вокалистов.

Солистки Мариинского театра Оксана Шилова (слева) и Надежда Сердюк, за роялем Анатолий Кузнецов


Писатель Алексей Ерофеев, член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, рассказал об истории строительства здания Нового Эрмитажа, представил зал, в котором звучала музыка. Большой итальянский просвет – один из трех огромных парадных залов Нового Эрмитажа, имеющих «верхнее освещение», то есть стеклянные потолочные перекрытия. Он не только наполнен ценнейшими артефактами, но и сам является величайшей художественной ценностью.

Красивейшие музыкально-поэтические творения прозвучали в окружении живописных полотен итальянских мастеров XVII–XVIII веков. В центе зала – скульптура Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса» – шедевр с невероятной, почти таинственной историей. Здесь даже мебель, выполненная по эскизам Монферрана, является произведением искусства.

Благодаря отличной операторской работе – игрой планами, совмещению съемок в дневное и вечернее время, – зрители могли рассмотреть зал во всем его великолепии, увидеть исполнителей вблизи, ярко ощутить их эмоциональность. Такая возможность является несомненным плюсом онлайн-концертов в сравнении с мероприятиями, проводимыми офлайн.

Елена Румянцева
Фото из открытых источников,
кадры из видеозаписи концерта