Rostov Weekend by Anton Boiarskikh, и что он принес Ростову

Недавно музыкальная жизнь города ознаменовалась ярким событием – с 11 по 16 декабря джазовый Ростов имел возможность общаться с питерским тромбонистом Антоном Боярских.

Выпускник Ростовской и Амстердамской консерваторий по классу джазового тромбона, участник и лауреат множества конкурсов и фестивалей решил в течение одного приезда в Ростов «быть творчески максимально полезным». За четыре дня он дал два концерта, провел лекцию и мастер-класс, на которых тоже звучала музыка. Тематика мероприятий – от босса-новы до грамотного распределения времени.

Открыл этот уикенд концерт-трибьют Антонио Карлосу Жобину в «Циферблате». Вокалистка Оксана Ференчук, пианист Петр Назаретов, басист Павел Филиппов, барабанщик Григорий Дерацуев и именитый гость исполнили музыку ведущего представителя и одного из создателей стиля босса-нова. Звучание каждой композиции сопровождалось кратким рассказом либо об истории ее сочинения, либо переводом текста.

Антон Боярских


Вообще, подобный элемент просветительства характерен не только для этого концерта, но и для творческой деятельности Антона в целом. На просторах интернета можно найти не только концерты, но и статьи, лекции музыканта. Он известен и как создатель проектов «Джазфак» и Electric Kool-Aid Acid Jam. Первый – это два собрания в месяц по понедельникам в питерском баре Union: образовательный факультатив об истории джаза, включающий в себя нескучную лекцию и ее «закрепление» – упомянутый выше джем-сейшн. Нечто подобное происходило на этих выходных и в нашем городе.

Второй концерт состоялся 13 декабря в баре O. W. Grant. В афише была заявлена авторская программа Антона, которую он играет со своим музыкальным проектом Dizzy Dutch Duck, и джаз новой волны. Но ввиду недостатка времени для репетиций авторскую музыку решили исключить. Зато Антон вместе с Михаилом Балановым (клавиши), Павлом Филипповым (бас) и Александром Боженко (ударные) познакомили пришедших с творчеством представителей современного английского и американского джаза: Yussef Kamaal, Takaya Kuroda, Makaya McCraven, Theo Croker и других. В афише сказано: «Новая волна современного джаза базируется на нескольких вещах: танцевальный бит, непредсказуемость формы, импровизационность и мультистилистика: fusion, dance, hip-hop, soul, grange, funk, jungle. Все это укладывается в новое понятие JAZZ RENAISSANCE».

Михаил Баланов


Павел Филиппов


Александр Боженко


Каждую композицию, как и полагается, Антон сопровождал кратким рассказом об авторе. И важно понимать, что хотя это были достаточно краткие, в основном фактологические сведения, но сообщены они были человеком, который живет этой музыкой и старается нести ее в массы. А когда рассказ об авторе подкрепляется его музыкой, то картина становится яснее, появляется более глубокое представление о направлениях, стилях, музыкальном языке, экспрессии, характерной для новой волны. Получилось, что Антон привез Ростову из Петербурга тот самый новый вид джема, где есть и рассказ о музыке, и сама музыка, львиную долю которой занимает импровизация. А последней не просто много, но и выполнена она очень качественно – несмотря на иллюзию полной свободы и независимости каждого музыканта, ансамбль звучал слаженно и четко выверено по звуковому балансу. К слову сказать, для репетиции в таком составе у музыкантов было всего около двух часов, за которые они успели сыграть программу, поработать над сложностями и обговорить ключевые моменты. Ни выскакивающие из рук барабанные палочки, ни периодически отходящий шнур от электронных клавиш не смогли сбить исполнителей с курса нарастающей экспрессии. Каждая исполненная композиция вызывала бурю чувств и шквал аплодисментов. И никто не хотел, чтобы этот музыкальный праздник заканчивался.

По моему мнению, этот концерт, располагающийся, кстати, в «третьей четверти формы», был кульминацией среди остальных мероприятий, устроенных Антоном. К этому располагал и сам музыкальный материал (эмоционально насыщенный, не оставляющий равнодушным), и высокий класс исполнения, и благодарная публика, целенаправленно пришедшая на концерт (из-за солд-аута уже за два дня до концерта на него не смогли попасть даже некоторые друзья М. Баланова). Жаль только, что сама площадка предполагает лишь небольшое количество слушателей, хотя и является постоянным местом проведения концертов с разными джазовыми составами.

В «Циферблате»


Помимо концертов, Антон провел в тапас-баре «Teplo» лекцию о перевернувшем ход джазовой истории альбоме Майлза Дэвиса «Kind of blue», и мастер-класс с советами, как научиться рационально распоряжаться своим временем.

Несмотря на немалое число талантливых музыкантов ростовской джазовой школы, в нашем городе преимущество остается пока у традиционного джаза. Связано это с разными факторами – и с тем, что не хватает площадок, и с тем, что в разных составах выступают в основном выпускники и учащиеся колледжа искусств и консерватории, где сильны традиции, и с тем, что в Ростове еще недостаточно подготовленная аудитория. Хотя современные джазовые тенденции все же проникают в музыкальную культуру города. Происходит это усилиями виртуозных пианистов Антона Светличного, Петра Назаретова и Гайка Геворкяна, талантливых духовиков – тромбониста Евгения Белина и саксофониста Артема Баденко, не менее талантливых басистов Олега Соломко, Полины Белан, Павла Филиппова и барабанщиков Омара Саидова, Акима Бакулина, Александра Боженко и Максима Кабальскиса. Они играют в разных составах, а у кого-то есть и собственные проекты. Есть среди них и похожий на Electric Kool-Aid Acid Jam – «ГлавРостДжем». На ежемесячных встречах в «Циферблате» выступить может практически любой музыкант, если пройдет несложный предварительный отбор.

Ростовскому джазовому миру пока не хватает таких уютных просветительских встреч, лекций, мастер-классов, где музыканты рассказывали бы о том, что знают и любят больше всего – о музыке, которую играют.

Надежда Улецкая
Фото из открытых источников