Увидеть свет и славу мирозданья!

16 и 17 октября на сцене Царицынской оперы (Волгоград) состоялись премьерные показы «Иоланты» Чайковского в оригинальном прочтении главного режиссера Михаила Косилкина

«Иоланта» – опера репертуарная, горячо любимая зрителями. Разве может оставить равнодушным история о слепой принцессе, не знавшей света, но прозревшей во имя спасения жизни любимого? Растворенные в музыке великого композитора идеи чистоты, света, прославления внутренней красоты и любви являют собой животворящий эликсир, который всегда жаждут человеческие сердца и души.

Любят «Иоланту» и постановщики. Работа над оперой, живущей более сотни лет на сцене, – антидот от преждевременной творческой успокоенности, поскольку требует свежих решений. Фантазия режиссеров устремлена в русло приближения действия к сегодняшнему зрителю. На этом пути есть два вектора движения: к замыслу композитора и от него. За свой относительно недолгий век «Царицынская опера» (театру менее 30 лет) предложила публике три разных постановки «Иоланты», не считая концертного исполнения оперы в марте этого года.

Режиссер-постановщик новой «Иоланты» Михаил Косилкин каждую мысль и каждый шаг сверял по единственно возможному камертону – замыслу композитора. Это выгодно ее отличает от предыдущей сценической версии – несчастливой сказки, главная героиня которой лишь делает вид, что прозревает.

Михаил Косилкин остался верным Чайковскому, но не отказался от эксперимента. В результате родилась авторская концепция, которая каждой деталью подсвечивала ключевые нюансы действия. До премьеры в прессе появились интригующие подробности постановки: писали, что перед «Иолантой» на сцене бродячими артистами будет разыграна небольшая интермедия, сотканная из комических миниатюр. Решение спорное, но волне обоснованное. Прием «театра в театре» однажды использовал и сам Чайковский – в интермедии из третьей картины «Пиковой дамы», главная мысль которой – «любовь – дар, а не товар» – является и ключевой идеей оперы.

Сценарий остроумного пролога изготовил режиссер-постановщик, музыкальное оформление соткано им же из фрагментов светских сочинений эпохи Ренессанса. Постановочная группа понимала, что развлекательный характер преамбулы – определенный риск: не снизит ли она лирический пафос музыки Чайковского? Результат приятно удивил, и дело далеко не в том, что юмористический тон интермедии оттеняет основное действие. Смех, вызванный у публики, стал чем-то вроде снадобья, пробудившего способность более чутко сопереживать героям.

Особый модус коммуникации задало и визуальное решение оперы в стиле шекспировского площадного театра. Идея представления бродячих музыкантов позволила художнику-сценографу (Г. Матевосян), художникам по костюмам (Е. Павловская) и по свету (А. Павлов) перевести зрительный ряд в символический план. Ведущими цветами стали белый и красный. Белый как символ чистоты сопровождал Иоланту, красный как знак запрета и страданий – короля Рене. В финале оперы уже сама принцесса примерила красные одежды и венец из красных роз – символ великой любви, но и великой жертвы.

Сцена из спектакля.
Иоланта – Роксана Манвелова,
Водемон – Виталий Ревякин

Нередко случается, что замысел режиссера рассыпается на этапе работы с солистами. Но эта история не про Царицынскую оперу. Поразительно, что вся труппа, а не отдельные ее представители, – одаренные профессионалы с прекрасными голосами. Все артисты, а в первый день премьеры в роли Иоланты блистала Роксана Манвелова, Водемона – Виталий Ревякин, Роберта – Руслан Сигбатулин, короля Рене – Александр Еленик, Эбн-Хакиа – Владислав Пикалов – продемонстрировали великолепный вокал и чуткое взаимодействие. Оркестр выступал под управлением Сергея Гринёва, главного дирижера и директора театра. (Кстати упомянуть: Гринёв и Косилкин – выпускники Ростовской консерватории; помнят в городе и Ревякина, который в течение нескольких лет выступал на сцене Ростовского музыкального театра.) Контакт солистов и оркестра – безупречен: на сцене царило полное взаимопонимание.

Удивительно органично спектакль смотрелся на небольшой сцене Большого зала театра. «Шкатулочка» – так ласково ее называет Михаил Косилкин. Что ж, кажется, в этой «шкатулочке» появилась настоящая драгоценность!

Лидия Закарян
Фото из официальной группы театра в ВКонтакте