Марица ушла, но обещает вернуться!

26 ноября прошел последний показ оперетты «Марица» в Ростовском музыкальном театре. Спектакль устарел или плохо поставлен?

Суждение о том, что оперетты Ирме Кальмана прекрасны и востребованы, не требует особого пояснения. В репертуаре Ростовского музыкального театра числится не одно название этого автора «веселых мелодий». В июне 2014 года на сцене театра с богатой опереточной историей возродился показ спектакля «Марица». Он не просто порадовал ростовскую публику, но предстал в новом виде, где все события перенесены в 20-е годы прошлого века, а свежим поворотом стала мода на спорт, активно возрастающая в это время.

Оригинальную идею произвел на свет и воплотил народный артист России, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссер в оперетте и мюзикле» Кирилл Стрежнев (Екатеринбург). Мэтр не в первый раз представляет свою работу на ростовской сцене. В далеком 1986 году он сотрудничал со старым театром музыкальной комедии и залпом осчастливил зрителей тремя постановками, а в новом театре выпустил «Белую акацию». Да и «Марица» – произведение, уже знакомое К. Стрежневу, так как было поставлено им в 2003 году в городе Новоуральске.

И вот спустя семь лет после премьеры в рекламном флаере появляется надпись «Прощание со спектаклем!». В чем же дело? В версии, выдвинутой дирекцией театра, говорится об уходящем времени, которое диктует свои условия, поэтому рано или поздно наступает пора прощаться с бессмертными постановками. Да, но… Спортивная тематика как никогда актуальна в XXI веке, вся молодежь стремится быть подтянутой, привлекательной и никогда не утратить юной бодрости и активности, а мода в одежде содержит черты спортивного стиля – стоит назвать такие тренды как спорт-глэм, спорт-casual, спортивно-деловой…

Возможно, официальная версия таит в себе недосказанность. В стенах самого театра утверждают, что поставка оперетты не оправдала ожиданий ростовской публики, что повлекло за собой низкие продажи билетов, а тем самым и редкие показы спектакля. На протяжении семи лет она шла один-два раза в сезон, и было принято решение снять «Марицу» с показа. Потерю оперетты возместит состоявшаяся недавно премьера «Цыганского барона», поставленная с учетом современных веяний.

Сама же публика не имеет ничего против новой трактовки классической оперетты и даже, наоборот, нашла нечто свое в нарядах артистов и в их спортивном поведении на сцене. Однако зрители отмечают, что первый акт немного скучноват, а после фееричного второго, наполненного концертными номерами в «Орфеуме», не следует давать антракт, да и третье действие дано как-то повседневно, и зал, настроенный на еще большее наслаждение, находится в недоумении, и спорт – вот незадача – куда-то исчез…

В день последнего показа спектакль прошел в не самом лучшем виде. Из-за неудачно смонтированной сцены актеры три раза чуть не покалечили себе ноги, цепляясь каблуком за потрепанный пол, представляющий собой траву. Декорации Игоря Нежного (Москва) весьма скудны: похожие на горб зеленые холмы и несколько летних раскладных стульчиков, предназначенных для отдыха на свежем воздухе. Немного спас ситуацию второй акт, где появилась сцена для театра графини Марицы, столики, светящиеся деревья и большая надпись «Orpheum».

В целом спортивная тематика вписалась в данный спектакль, но спорт не вписался в актеров. Как бы хорошо они ни старались, но петь, катаясь на самокате, разъезжая на велосипеде, – задача не из легких, а показать зрителю, что так и должно быть, весьма трудно. Все же «Марица» оперетта не про спорт, она про любовь, про красоту Венгрии, и ее национальный колорит.

Художник по костюмам Татьяна Тулубьева (Москва) подошла к одеяниям героев более продуманно. Оттенки красного и соответствующий стиль преобладали в костюмах цыган, зеленые и белые цвета превалировали в одежде комическим героев, а в чисто белый одеты два главных действующих лица – Марица и Тассило. Красный, зеленый, белый – цвета флага Венгрии, сразу вспоминается оценка современников И. Кальмана, которые называли «Марицу» самой венгерской опереттой.

Артисты хора


Партию графа Тассило Эрдеди исполнил заслуженный артист России Александр Лейченков. Певец честно спел партию своим хорошим, приятным тенором. Однако как одному из ведущих героев ему не хватило задора и пылкости. Оживили спектакль народный артист России Геннадий Верхогляд (Мориц) и Илья Савоневский (Коломан Зупан). Они смогли передать то самое непринужденное, комическое настроение, которое отличает оперетту от любых других жанров.

Женские роли, которые в этот вечер были сыграны лауреатами международных конкурсов Екатериной Красновой (Марица) и Анной Гаджиевой (Лиза) были исполнены в хорошем виде и отвечали характеру произведения. Екатерина Краснова, обладая сильным, звучным голосом, смогла всех покорить своей неприступностью и грациозностью. Как всегда, великолепен хор (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева): он не только чисто и слаженно поет, но и одновременно с этим упражняется на велотренажерах, поднимает гантели, играет в бадминтон и делает все на высшем уровне.

Екатерина Краснова в роли Марицы


За дирижерским пультом в этот вечер стоял Алексей Шакуро, который добился нужного баланса между оркестром и певцами и смог подчеркнуть всю прелесть музыки И. Кальмана.

Прощание с «Марицей» дополнила фотовыставка, посвященная юбилярам – звездам ростовской оперетты Александру и Адели Ветровым, размещенная в музее театра. Перед началом спектакля зрители смогли насладиться в фойе небольшим концертом, где прозвучали известные и яркие номера из «Сильвы», «Летучей мыши», «Баядеры». В конце вводной части вечера Адель Ветрову, которая в молодые годы исполняла роль Марицы, поздравили с юбилеем, сказав теплые слова, вручили ей букет цветов.

Несмотря на упомянутые издержки, публика провожала «Марицу» как старого друга – тепло и душевно, смеялась над казусными сюжетными ситуациями, аплодировала как в первый раз. Возможно, зрители заново полюбили это произведение, или же причиной такого поведения стало шампанское, которым театр в этот вечер угощал своих гостей.

Репертуарная политики Ростовского музыкального театра нацелена на обновление опереточного сегмента и попавшая под первый выстрел «Марица» лишь начинает ряд реформ. Далее такая же участь ждет «Веселую вдову» и «Принцессу цирка». На смену им должны прийти новые постановки оперетт, которые будут соответствовать выросшими за минувшие годы техническим и творческим возможностям коллектива.

Хочется, чтобы планы театра, связанные с преображением «Марицы» сбылись. И она снова вернулась к зрителям с новой режиссурой и сценографией, с возможно добавленной изюминкой в виде кинематографических приемов, как в недавних постановках «Паяцы», «Турандот», «Цыганский барон». Возвращения «Марицы» ждет молодой слушатель, жаждущий прежде всего визуального наслаждения и ярких впечатлений.

Дарья Ермакова
Фото с сайта Ростовского музыкального театра