Юбилей короля киномузыки в исполнении Оркестра духовых инструментов

Ростовская филармония празднует юбилей голливудского гения, композитора Джона Уильямса. Современные условия требуют современных решений, привлекающих молодых зрителей.

В начале февраля свой девяностый день рождения отпраздновал выдающийся голливудский композитор Джон Уильямс, пятикратный обладатель премии «Оскар». Количество созданных с участием мастера фильмов превосходит цифру его юбилея. Каждое второе название – знаковое в мировой киноиндустрии, что и стимулировало организацию концертов в его честь как за рубежом, так и в России.

20 февраля в Ростовской филармонии состоялся концерт «Джон Уильямс – 90 лет. Маэстро кино», где прозвучала музыка из фильмов разных времен, жанров и стилей. В их числе «Супермен», «Гарри Поттер», «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Звездные войны», «Инопланетянин»… За дирижерским пультом Концертного оркестра духовых инструментов им. В. Еждика в этот вечер стоял Артур Богдасаров.

Артур Богдасаров и Дарья Музыка


Открылся концерт «Олимпийскими фанфарами», которые не относятся к киномузыкальному творчеству юбиляра, но напоминали о том, что он создал музыку к четырем Олимпийским играм. Ведущая вечера Татьяна Музыка просвещала публику биографическими сведениями, интересными историями создания различных саундтреков, рассказывала про взаимоотношения и долгое сотрудничество Джона Уильямса и режиссера Стивена Спилберга. Ее рассказ тем ценнее, что обычные Интернет-ресурсы содержат мало информации о герое вечера, недаром он привлёк внимание как любителей, так и профессиональных музыкантов. Интересно было, к примеру, узнать, что на тему «Hedwig’s» ко всеми любимому «Гарри Поттеру» Уильямса вдохновил танец Феи Драже из балета Чайковского или что его любимыми композиторами были Р. Вагнер и А. Дворжак. Невзирая на некоторые речевые погрешности, обаяние ведущей концерта поспособствовало приятному впечатлению от ее рассказа.

Александр Юдин


Оркестранты продемонстрировали хорошую сплоченную игру. В сделанных переложениях (ведь оригиналы написаны для оркестра симфонического) скрипичные партии были отданы высоким деревянным, и здесь особенно блеснули виртуозностью игры флейты и кларнеты. Группа медных отличалась чистотой строя и полнотой звучания. Баланс, стройность ансамбля и тонкость нюансировки соответствовали духу «первоисточников». В целом не было заметно больших потерь в исполнении таким составом, хотя порой становилось жалко флейтистов, которым в некоторых местах не удавалось угнаться за общим темпом, исполняя скрипичные пассажи. Помимо композиций, которые исполнялись всем оркестром, в программе прозвучали саундтреки с соло саксофона из фильма «Поймай меня, если сможешь» (солист Александр Юдин) и скрипки с трогающей до глубины души мелодией из «Списка Шиндлера» (солит Владимир Филатов).

Владимир Филатов


Каждый номер сопровождался видеорядом из соответствующего фильма, он транслировался на экране, размещенном позади оркестра. Весьма уместное решение подкрепить музыкальные саундтреки уже известной зрителю картинкой, но здесь вступает в силу незыблемая закономерность: как только слушатель начинает смотреть нарезку из фильмов, он не может осуществлять свою прямую функцию посетителя филармонии: СЛУШАТЬ! Видя движущиеся кадры, невозможно вникнуть в то, как играет оркестр, хорошо ли прозвучал солист, ты невольно поддаешься эмоциям кино, а музыка становится лишь их катализатором.

В этот вечер в зале присутствовали зрители разных поколений, но особенно много было молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Запущенный в 2021 году федеральный проект «Пушкинская карта» привлек в залы свежие лица, и такие концерты, которые непосредственно связанны с современной, модной темой и соответствующим воплощением, пользуются у новой публики особым спросом.

Дарья Ермакова
Фото Евгения Головатенко