От любви до двойного убийства

20 февраля в Ростовском музыкальном театре показали настоящий оперный детектив – «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Находка режиссёра Павла Сорокина – раскрутить историю в обратном направлении – сделала постановку не похожей на сотни других. Это вторая версия «Паяцев» на Ростовской сцене. Предыдущая постановка оперы 2000 года стала пятой в истории театра оперой и с успехом шла на сцене четыре года. В новом представлении появились безумная невеста, кинопроектор и актёр, изображающий петуха.

Спектакль идёт в театре второй сезон, постановка яркая, кинематографичная. По словам художника спектакля Степана Зограбяна, «эстетика декораций имитирует зарисовки цветными карандашами в зале суда, как это принято на Западе». Небольшая сцена, балаганчик, иллюминация в духе парка аттракционов создают атмосферу праздника, контрастную разворачивающейся трагедии.

В прологе на сцене арестованный Канио, ожидающий наказания, уже после совершения преступления. Герой Вадима Бабичука – выпускника Ростовской консерватории, участника оперной молодёжной программы Большого театра – получился эдаким молодым нарциссом. Он жизнелюбив, но деспотичен по отношению к жене, которая поставила под сомнение значительность мужа, за что жестоко поплатилась. Артист в своей роли более чем убедителен. Ариозо «Vesti la giubba» прозвучало мощно и трогательно. Бабичук предусмотрительно приберёг силы для кульминации и второго акта, где он выложился на сто процентов.

Вадим Бабичук в роли Канио


Лауреат международных конкурсов Екатерина Краснова в роли Недды выглядит уверенно, актёрски вжилась в роль раскрепощенной и темпераментной итальянки, которая и любит, и ненавидит всем своим существом. Однако в паре с Бабичуком смотрится она немного тяжеловато, в силу разницы в возрасте. Вокально эта партия не представила сложности для солистки, в её репертуаре Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Маргарита в «Фаусте» Гуно, а также Маддалена Прокофьева, Ярославна Бородина и многие другие.

Вадим Бабичук и Екатерина Краснова


Семён Антаков – студент Ростовской консерватории – в роли Сильвио рядом с Бабичуком несколько проигрывал, от него хотелось больше эмоций. Однако задуманный режиссёром малодушный характер Сильвио в целом ему удался.

В действие был введён еще один персонаж – невеста Сильвио, которая дважды за спектакль издаёт истошный вопль. В первый раз в зале суда, где она видит на скамье подсудимых Канио, убийцу своего жениха, а во второй – когда Сильвио погибает на её глазах. Невеста в этой истории – очередная режиссёрская находка; возможно, она – попытка объяснить, почему Недда не решилась убежать с Сильвио раньше.

Молодой баритон Иван Шонин, выпускник Казанской консерватории, исполнил роль мерзавца Тонио по-актёрски талантливо, однако вокально эта роль его совсем не раскрывает.

Беппо сыграл Шамхал Хачатурян. В его репертуаре практически полный список оперетт, мюзиклы и рок-оперы. В образе Беппо, он же Арлекин, Хачатурян выглядит вполне гармонично.

Оркестр под управлением музыкального руководителя и дирижёра Андрея Иванова играет аккуратно, поддерживая вокалистов и мягко им аккомпанируя. Выразительно прозвучало соло валторны в исполнении Дмитрия Васильева.

Оркестровые фрагменты иллюстрируются визуальным рядом. На огромном проекторе возникают крупные планы героев: загримированный паяц с грустными глазами, Недда, скрывающая страх под маской грима, Канио, анфас и в профиль, перед объективом тюремных фотографов. «„Паяцы“ – это безусловно „икона“ веризма…», – говорит Павел Сорокин. – Мы стремились облечь бытовую драму в более современную нам форму, потому в спектакле будут использоваться такие кинематографические приёмы как видеопроекция и „живой фон“. Но… атмосфера, время и место действия этой трагической истории соблюдены, согласно авторской задумке».

Произвели впечатления массовые сцены (хормейстер-постановщик Елена Клиничева), хор и оркестру подыграл на бутылках, и свою партию исполнил безупречно. Позабавил публику – в смешном представлении бродячих актёров – и хорист в образе петуха.

Ш. Хачатурян, С. Антаков, Е. Краснова, И. Шонин, В. Бабичук


Трагическая развязка детектива, где Канио закалывает обоих прелюбодеев, – самый накалённый момент спектакля, нечеловеческий крик бедной невесты Сильвио, последняя фраза «La commedia e finita», вложенная в уста Тонио, – всё что нужно, чтобы зал взорвался аплодисментами и криками «браво!»

Валерия Орлова
Фото с сайта Ростовского музыкального театра