Концерт-посвящение. Шостакович плюс Прокофьев

В Ростовской филармонии дали концерт «Шостакович плюс Прокофьев», посвященный Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича, которая в прошлом году отпраздновала свой столетний юбилей. Объединять музыку двух ленинградских композиторов-современников, смелых новаторов в одном концерте – уже традиция.

За пультом стоял Антон Шабуров, лауреат международных конкурсов в Салониках и в Бухаресте. За плечами у дирижера большой опыт работы с Хабаровским симфоническим оркестром, а также с коллективом Приморской сцены Мариинского театра. Аристократически благородной манерой дирижировать Шабуров обязан своему гениальному педагогу Геннадию Рождественскому, у которого он учился в Московской консерватории. В прошлом году Шабуров заступил на пост художественного руководителя и главного дирижера ростовского оркестра, и теперь не за горами грядущие преобразования. По словам самого маэстро, публику ждут изменения в афише сезона 2022/23.

Совершенно блистательно с Третьим концертом Прокофьева выступила Арина Антоносян, студентка Ростовской консерватории по классу заслуженного деятеля искусств России, профессора Сергея Осипенко, победительница международных конкурсов имени Дварионаса, Игумнова, а также всероссийского конкурса «Молодые дарования России».

Арина Антоносян и Ростовский академический симфонический оркестр

Вечер был запечатлен на аудиозаписи, и нет сомнений в том, что она станет настоящим сокровищем фонда Ростовского симфонического оркестра.

Музыковед Мария Гринева посвятила слушателей в контекст создания произведений, а также проиллюстрировала свой рассказ строками стихотворения Константина Бальмонта, написанного под впечатлением одного из первых исполнений концерта Прокофьева. «Но брызнув бешено, всё разметал прилив. Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…»

Именно так, «брызнув бешено», взметнулся каскад стремительных пассажей фортепиано, прервав собой пасторальные наигрыши вступления. Чеканно и жизнерадостно Антоносян исполнила главную партию первой части, утвердив волевую стихию фортепианного концерта. Оркестр с первых же тактов продемонстрировал наполненное, выстроенное по балансу звучание, сравнимое с лучшими столичными оркестрами, и широчайшие градации нюансировки. Октавный ход, взмывающий в небеса во второй части у валторны, вторящие ей деревянные, контрастные токкатные разделы, со свойственным им нарочитым гротеском, превращающие практически все инструменты оркестра в ударные… Плясовые ритмы и широкая распевная русская тема третьей части… Все звучало красочно, по-импрессионистски пестря образами. Музыканты показали уровень исполнительского мастерства достаточный для того, чтобы ничто не мешало восприятию этой гениальной музыки.

Но самую ценную награду Антоносян получит не от зрителей. На концерте присутствовал педагог пианистки, который любезно согласился сказать об этом выступлении несколько слов: «На мой взгляд, сегодня очень многое получилось. Состоялось настоящее творческое выступление. Солистка играла ярко, смело, что, собственно, эта музыка и предполагает. Замечательно аккомпанировал оркестр под управлением главного дирижера. Чего еще желать? Таким и должен быть Третий концерт Прокофьева!»

Изящно и со вкусом прозвучало на бис скерцо из фортепианной Сонаты Сэмюэла Барбера, после того как овации дважды заставили солистку вернуться на сцену. Думается, после этого вечера публика будет ожидать новых выступлений Арины Антоносян с особенным нетерпением.

Арина Антоносян и Антон Шабуров

Жизнеутверждающему первому отделению отчетливо противопоставлено напряженно-философское повествование Шестой симфонии Шостаковича. Два этих произведения, написанные в поистине трагическое время, так явно отражают противоположные мироощущения композиторов, словно две стороны одной медали.

Антон Шабуров и Ростовский академический симфонический оркестр

Шабуров добился разительного контраста между оглушительными эпизодами фортиссимо и космически затаенным пиано. Все симфонии Шостаковича – своеобразное испытание на прочность для каждого солиста в оркестре. Помимо того, что эта музыка нагружена тяжелым трагическим смыслом, здесь, как говорят оркестранты, «есть, что поиграть». Исполнительского мастерства требуют развернутые соло флейты, гобоя, фанфары труб и тромбонов, с которыми оркестранты справляются «на ура». Струнная группа также безукоризненна в исполнении виртуознейших пассажей в очень быстром темпе. И хотя были слышны шероховатости у валторн в первой части и неуверенная игра рожкиста, чувствовалось, что на сцене свершается нечто важное. Тандему ростовский оркестр и Антон Шабуров удалось реализовать замысел Шостаковича, вложить в симфонию «официальной» первомайской радости надрыв, ощущение абсурдности происходящего и превратить музыку, поначалу безобидную, нестрашную в своем напускном веселье, в гротескное беснование сменяющих друг друга маршевых и танцевальных ритмов.

Валерия Орлова
Фото: Евгений Головатенко