Истинная Золушка, или Любовь, волшебство и… апельсины

15, 16 и 17 апреля на сцене Ростовского музыкального театра прошли три премьерных показа
балета С. Прокофьева. Все – при полных аншлагах. Зрелище завораживающее!

«Золушка» С. С. Прокофьева – великолепное произведение, легкое в восприятии, но сложное в исполнении. Проще назвать, какие театры к нему не прикасались, чем перечислить обратное. Однако каждый показ, особенно с конца XX века и по сегодняшний день, словно выворачивает эту прекрасную и всем с детства знакомую сказку наизнанку, пытается поместить хрупкий и чистый образ в ситуации несовершенного современного мира. Тем ценнее представление Ростовского музыкального театра, где основой является истинный замысел композитора, который вместе со своим либреттистом Н. Волковым опирался на сюжет классической сказки.

Художественный руководитель постановки Вячеслав Кущёв на пресс-конференции сообщил, что премьера планировалась на 2021 год, но помешала эпидемиологическая ситуация, однако творческие поиски не угасали. Сейчас «Золушка» стоит в одном ряду с такими яркими, нарядными постановками как «Спартак», «Баядерка», «Эсмеральда». Это семейный спектакль, где маленького зрителя поразят волшебства сюжетные и сценические, взрослые всплакнут в мелодраматических эпизодах и всех вместе порадуют сценография и костюмы. Как в далекую осень 1945 года мировая премьера прокофьевского шедевра воспринималась как «балет Победы», так для сегодняшнего дня ростовская «Золушка» – победа над постоянным психологическим, информационным давлением на человека.

Хореограф-постановщик Иван Кузнецов выступил в двух ролях. Взявшись за редакцию либретто, он не застал театралов врасплох, выполнив его по мотивам сказки Ш. Перро, и все узнали знакомый сюжет, но с небольшими нововведениями. Во время оркестрового вступления разыгрывается мимическая сцена с матерью Золушки (персонаж, введённый либреттистом), она разрешает дочке сорвать апельсин, а после навсегда исчезает. На протяжении всего произведения этот оранжевый плод напоминает Золушке о матери, именно поэтому она так бережно относится к нему. Апельсин отождествляется и с солнечным образом самой героини, а в третьем действии выступает символом брака и рождения новой семьи. Такое решение обусловлено вовсе не тем, что постановщики любят цитрусовые, а намеком Прокофьева, который во втором акте процитировал марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Апельсиновое дерево появляется в прологе и в финале балета, где всех ждет «happy end»: феи в красивых нарядах, на Золушку и Принца сыплются лепестки белых роз.

Видоизменена и география путешествий Принца. Испанских соблазнительниц подменила птица Феникс, а восточную красавицу – девушки из азиатской страны, танцующие с драконом.

В хореографии Иван Кузнецов обратился к «неоклассике», но больше заметны традиции русского классического балета. Они узнаются по развернутым массовым сценам, особенно во втором акте, из которых формируются различные фигуры в стилистике М. Петипа, монологам и лирическим дуэтам Золушки и Принца, без затруднений читаемым мизансценам.

Золушка - Анастасия Сапрон


Партия Золушки в интерпретации Мари Ито отличилась детской чистотой и воздушностью прыжка, точностью и легкостью движений. Анастасия Сапрон, исполнительница той же роли из другого состава, более эмоциональна, она ярче выразила горестные переживания несчастной сиротки. Принц Дениса Сапрона исполнил свою партию по-прокофьевски задиристо, Игорь Кочуров, напротив, более благороден и изыскан.

Золушка - Анастасия Сапрон,
Принц - Игорь Кочуров


Украшением спектакля стали Злюка и Кривляка, сводные сестры Золушки. Особенно тонко удалось уловить нужные черты характеров Вите Мулюкиной и Наталье Хамитовой, эта пара развеселила зал угловатой пластикой, резкими, акцентированными прыжками, гротесковой жестикуляцией и мимикой.

Кривляка - Наталья Хамитова,
Злюка - Вита Мулюкина


Что касается хореографии в целом, то она осуществлена в полном согласии с музыкой, чего Иван Кузнецов и добивался и что ему вполне удалось.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки Андрей Иванов уже не в первый раз берется за «Золушку», поэтому хорошо осведомлен о немалых трудностях партитуры, требующей индивидуального мастерства каждого музыканта и при этом стройного ансамбля. Известно, что оркестровые репетиции начались еще в августе прошлого года. Дирижер избрал оригинальную прокофьевскую оркестровку, малочисленные купюры не принципиальны. В один из премьерных вечеров оркестром управлял Михаил Пабузин. Под его руководством стройно прозвучали струнные, деревянная группа нежно проводила тему Золушки, сочно и ярко показала себя медь в теме часов. На сцене находились некоторые исполнители из оркестра и даже хора. В номере «Урок танца» взорам зрителей предстали две скрипачки (так и указано у Прокофьева), которые, переодетые в костюмы и с хорошей долей артистизма, аккомпанировали Злюке и Кривляке. А мимическая роль Феи-бабушки по настоянию хореографа-постановщика была поручена (в разных составах) артистке хора и солистке вокальной труппы.

Художник-постановщик Екатерина Ляхова придумала классическое и в то же время свежее оформление, не привязанное к определенной эпохе. Первая картина темная, светлое пятно в комнате – витраж, сквозь который пробиваются солнечные лучи; такова и сама Золушка рядом с Мачехой и сестрами. Вторая – сцена бала – светлая, и третья – многокрасочное путешествие с частой сменой «картинки».

Блистательна работа художника по свету Ирины Вторниковой и видеохудожника Вячеслава Шестака. Завораживает уже начало спектакля: переливающаяся золотом заставка в стиле мультфильмов Walt Disney и музыка оркестрового вступления слились в единое целое, словно напоминая, что диснеевская «Золушка» появилась на экранах в те же в послевоенные годы (и спасла знаменитую компанию от разорения). Незабываемую атмосферу сказки создает тактично использованная видеопроекция и волшебство света: это и карета в стиле мультфильмов, когда Золушка отправляется на бал, и огромный сияющий синим цветом циферблат часов с движущимися стрелками; и сине-фиолетовое зарево как дыхание фантастического мира в эпизоде воспоминаний Золушки о бале.

Среди всей этой красоты выделяются две сцены третьего действия –«Ориенталия» и «Пробуждение Золушки», от которых просто захватывает дух. Сцена перекрыта прозрачным суперзанавесом, на который проецируется видеоряд с впечатляющей игрой света. Сцена в этом балете поистине живет, в первом и третьем действиях, кажется, вообще нет ни одного момента, когда оформление оставалось бы статичным: колышутся листья деревьев, летают птицы, сменяются времена года…

Конечно, такая приятная глазу картинка была бы неполной без великолепных и оригинальных костюмов, созданных приглашенной гостьей из Москвы Евгений Лимаровой. Наряды создавались как традиционными способами, так и с помощью современных технологий. Например, использовали печать на ткани методом сублимации (сначала краску наносят на бумагу и под воздействием высокой температуры переводят на ткань), соединяли две ткани для надлежащего цветового эффекта, а знаменитые «хрустальные туфельки» обшивались вручную.

Финальная сцена


Этот спектакль – «для всех», он заинтересует как искушенных театралов, так и новую публику, как совсем юных, так и зрелых зрителей. Театр заранее позаботился о популярности балета среди горожан, подогревая интерес публикациями в интернет пабликах коротких видео, фотографий с репетиций, интервью балерин. Результат налицо: табличка у касс «Все билеты проданы» на три первых показа.

Дарья Ермакова
Фото Марины Михайловой