Музыка, дающая надежду

В преддверии празднования дня Великой Победы Ростовская филармония подготовила целый ряд событий, посвященных празднику. Среди них вечер «Шостакович + Хачатурян». 7 мая Ростовский Академический симфонический оркестр под руководством главного дирижера Антона Шабурова исполнил Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна в переложении для флейты и Симфонию №7 Д. Шостаковича.

Программа, шедшая в рамках абонемента «Шостакович+», получилась единой, цельной, но в то же время контрастной. Произведения были написаны с разницей всего в один год, но насколько за этот год перевернулась судьба нашей страны и самих композиторов! В 1940 году, в относительно мирное время, Арам Хачатурян переживает, наверное, самый счастливый период своей жизни: творческий расцвет, благополучно сложившаяся карьера, ожидание рождения сына – и на этом эмоциональном подъеме композитор пишет жизнерадостный и оптимистичный концерт. Противоположная ситуация окружила в 1941 году Дмитрия Шостаковича, уже пережившего грубую критику 1936 года, и, несомненно, Симфония №7 стала воплощением самых трагических событий нашей страны.

Ростовский Академический Симфонический Оркестр.
Флейта соло – Ирина Стачинская,
дирижер – Антон Шабуров


Концерт А. Хачатуряна исполнила лауреат многочисленных международных конкурсов, организатор мастер-классов Ирина Стачинская. Флейтистка гастролирует по всему миру, имеет богатый исполнительский репертуар и не в первый раз обращается к переложениям: в её репертуаре уже есть флейтовые версии Скрипичной сонаты С. Франка, Сонаты для арпеджионе Ф. Шуберта, русских романсов.

На первый взгляд, идея сыграть Скрипичный концерт А. Хачатуряна на флейте не кажется удачной, даже учитывая то, что переложение делал сам автор. Однако с первых же прозвучавших нот сомнения развеиваются: мелодии концерта настолько органично ложатся на духовой тембр, что невольно возникают ассоциации с зурной, дудуком и другими инструментами, издревле завоевавшими любовь армянского народа.

К сожалению, не всё в исполнении концерта было гладко. В первой части солистке нередко не хватало дыхания, чтобы выдержать длинную фразу, мелкие длительности «вылетали», страдала артикуляция. Однако эти технические неточности перекрывала блестящая подача артистки: эмоциональность, вовлечённость и полная отдача себя музыке. Впечатляет, как Ирина Стачинская участвует в коммуникации с дирижером и оркестром: в моменты перекличек между соло и оркестром возникает настоящий диалог, который можно было проследить визуально – солистка «общалась» с оркестром взглядом, поворотами, кивками головы, так что концерт звучал очень живо и увлекательно.

Ирина Стачинская


Оркестр тоже исполнил концерт неидеально: в первой части и финале несколько раз солистка и оркестр ритмически разошлись. Во второй части унисон скрипок временами превращался в малую секунду. Но что точно удаётся оркестру хорошо, так это кульминации на fortissimo: оркестр звучит полнозвучно, сильно, ритмично, а исполнение блестящих медных накрывает зрителя большой звуковой волной.

Во втором отделении прозвучала «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича. Для нашей страны это произведение стало знаковым – ведь премьера в блокадном Ленинграде состоялась именно в тот день, когда по планам врага город должен был быть взят. Для Шостаковича, а впоследствии и для всего советского народа эта симфония стала символом грядущей победы. Произведение очень серьёзное и требует осознанности и понимания не только от исполнителя, но и от слушателя. Музыковед Мария Гринёва представила фрагмент воспоминаний Шостаковича, подготовив аудиторию к вдумчивому слушанию: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Ростовский Академический Симфонический Оркестр, за дирижерским пультом – Антон Шабуров


Симфонию оркестр исполнил гораздо более удачно – музыканты играли чисто, точно и в характере. Здесь своё умение «зажигать» в кульминациях оркестр проявил во всей красе. Отдельная благодарность дирижёру за то, что слушалась симфония действительно на одном дыхании. «Тема нашествия», вырастающая из самых недр оркестра, с каждым этапом развития вызывала всё новую волну мурашек. В лирических фрагментах скрипки звучали невероятно проникновенно. Финал симфонии оркестр исполнил просто великолепно: на фоне трагических событий, к которым слушатели были эмоционально причастны на протяжении предыдущих частей, наконец засияло восходящее солнце. Волевое исполнение, решительное, яркое и вдохновенное – именно так у Шостаковича звучит Победа. Неудивительно, что 80 лет назад эта поистине великая музыка подарила нашему народу надежду на победу, которая вдохновляла их и животворила во все годы войны.

Мариэтта Лизяева
Фото Евгения Головатенко