Свободное дыхание итальянского барокко

Камерный состав оркестр Ростовского симфонического оркестра и виолончелист Игорь Бобович 29 октября дали в фойе филармонии первый концерт абонемента «Час барокко».

В этом сезоне слушателей ожидает еще две программы в том же цикле: «Феерия барокко» (Мария Крестинская – скрипка) и «Диалоги с лютней» (Марина Белова – лютня).

Недавний концерт назывался «Антонио Вивальди. L`estro harmonico», что в переводе с итальянского значит «гармоническое вдохновение». Музыка «рыжего священника», как еще называют крупнейшего представителя скрипичной школы итальянского барокко, в прочтении Бобовича была подобна внезапному солнечному свету в пасмурный осенний день.

Оркестр и Игорь Бобович


Игорь Бобович – специалист по барочной музыке: он солист ансамбля «La voce strumentale» Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрий Синьковского, выпускник МГК им. Чайковского, а также Высшей школы музыки театра Ганновера, лауреат многочисленных международных конкурсов в Швеции, Нидерландах, Италии и Германии. Союз ростовчан с ним сложился еще в 2019 году, когда он играл Баха с РАСО; в 2021-м артист выступил, по словам оркестрантов, своего рода «диджеем»: каждое произведение заканчивалось на доминанте к тональности следующего. Все программы Бобович формирует сам, привнося какие-то «фишки». На этот раз – Вивальди, представленный не только с привычной, но и с неожиданной сторон.

Музыкант сопроводил концерт рассказом, в котором привел любопытные факты из биографии композитора. Концепция, запечатленная в названии, трактуется им как «оксюморон, демонстрирующий поиск баланса между Вдохновением – чистой фантазией, рожденной в полной свободе, и Гармонией, строгие правила которой диктуют математические ограничения».

Артисты, играющие старинную музыку, всегда ратуют за высокую меру подлинности исполнительской манеры, то есть аутентичность. В этот раз она была воссоздана на многих уровнях. Проявив себя в трех амплуа – рассказчик, исполнитель и дирижер, – Бобович сумел продемонстрировать универсальность барочного музыканта, чуткость руководителя и владение тонким ансамблевым мастерством. Был выдержан необходимый «дух камерности», какими и должны быть концерты старинной музыки. Небольшой состав оркестра (шесть скрипок, два альта, две виолончели, контрабас, фагот и клавесин), скорее даже ансамбль солистов, также традиционен для музыкальной эстетики XVIII века. Но прежде всего, действительно аутентичным этот вечер сделало изысканное звучание мастеровой итальянской виолончели артиста с жильными струнами (такими пользовались музыканты во времена Вивальди), которые рождают теплый, наполненный обертонами и в то же время мощный звук.

Полностью состоящий из произведений Вивальди, сценарий концерта отнюдь не казался однообразным, напротив, в шести номерах были представлены разные оркестровые краски и разные грани творчества композитора, который за свою жизнь написал более пятисот концертов для различных инструментов.

Жемчужинками, вкрапленными в центр композиции, стали два Концерта с участием духовых. Во флейтовом «Щегленке», растрогавшем и восхитившем многих, солировал лауреат всероссийских и международных конкурсов Игорь Бабин. В затейливых флейтовых переливах ощущалось виртуозное владение инструментом и всеобъемлющее понимание барочной музыки. Виолончельные пиццикато и глубокий бас поддерживали подвижную солирующую мелодию.

Игорь Бабин (флейта)


А в уникальном Концерте для виолончели и фагота, который был обнаружен через столетие после смерти композитора известным вивальдиведом Альберто Джентили, в дуэте с Бобовичем выступил Константин Столяров. В переплетении двух чем-то похожих тембров духового и струнного инструментов была особенная прелесть, словно два человеческих голоса ведут разговор на важную для обоих тему. Вела за собой, конечно, виолончель, задавая тон разговору. Гибкая фразировка и рельефная динамика Бобовича поражали!

Константин Столяров (фагот)


Живо прозвучал концерт Вивальди для оркестра без солиста «concerto ripieno», что по-итальянски значит «наполнение». Играя вместе с опытным исполнителем старинной музыки, ростовские музыканты вторили ему по штрихам, динамике, эмоциям. Им удалось перенять главное – свободное дыхание барочной фразы, глубину контрастных оттенков, игру света и тени, что вызывало в памяти живопись Караваджо и Боттичелли.

Вивальди, известный в основном своими светскими концертами, этим вечером был представлен также с незнакомой стороны. Его двухчастная полифоническая симфония для оркестра «У гроба Господня», наполненная возникающими из ниоткуда, пробирающими диссонансами, нетипичными для эпохи барокко, представила слушателям Вивальди – духовного композитора.

Два струнных концерта из цикла «l`estro harmoico», название которого получила программа вечера, Девятый и Одиннадцатый, соответственно начинали и завершали программу, придав ей симметричную, законченную форму. Солистка РАСО, концертмейстер оркестра Екатерина Васильева, исполнительница Концерта № 9 для скрипки соло Ре-мажор, играла с благоговением, чувствовалась тонкая работа исполнителя над цельностью фразы и дыханием, ей удалось добиться полётности звучания во второй части, а орнаментика финала звучала контрастно и энергично.

Екатерина Васильева, Александр Лапин, Игорь Бобович


В заключительном Концерте для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра № 11, в трио Екатерины Васильевой, Александра Лапина и Игоря Бобовича угадывался скорее дух дружеского музыкального диалога, нежели соревнования, свойственного барочному концерту, – на первый план выступило равноправие солистов.

Как исполнителю, Бобовичу свойственно умение достигать высокого градуса свободы в условиях жестких правил, которые диктует камерная барочная музыка, что, безусловно, всегда передаётся его партнерам по ансамблю. В этой связи, показательна степень творческого доверия, возникшая между оркестрантами и их лидером, который как руководитель стремится дать возможность ярче проявить каждому солисту свою индивидуальность.

Всё это, несомненно, было прочувствовано слушателями, которые отказались отпускать солиста со сцены, щедро одаривая его долгими овациями. И, конечно, не обошлось без двух «бисов». В собственном переложении Бобовича прозвучала широко известная «Гроза» из «Времен года» Вивальди, что вызвало еще больший восторг ростовчан и следующий за ним шквал аплодисментов. В завершение было повторено Allegro из Одиннадцатого Концерта, что подвело своеобразный итог встречи с Вивальди.

Созидательный процесс, присущий встречам с такими творческими личностями как Игорь Бобович неминуемо ведет к новым творческим горизонтам. Уже на концерте огласили замысел показать ростовчанам Вивальди – оперного композитора, в наследии которого более девяноста сочинений.

Валерия Орлова
Фото Александр Ломтев