Шостакович с плюсом: миссия выполнима

12 ноября (2022) прошел первый в текущем сезоне концерт абонемента «Шостакович +». Ростовский академический симфонический оркестр покоряет новые вершины под руководством маститого дирижера Валерия Платонова

Замысел филармонии познакомить публику с симфоническим творчеством музыкантов разных эпох, а именно исполнить все их симфонии, успешно реализуется на протяжении ряда лет. Уже прошли серии концертов, посвященные Чайковскому и Бетховену, вдобавок ежесезонно исполняются симфонические сочинения композиторов-юбиляров. «Шостакович +» – третий абонемент в таком роде. Знак «+» подразумевает знакомство с главным героем в соседстве с другими авторами – соотечественниками, предшественниками, учениками, чья музыка оттеняет его творческий облик.

Произведения Дмитрия Шостаковича исполняются в программах многих филармоний, однако, кажется, никто не ставил перед собой задачу полностью охватить его симфоническое наследие. Ростовская филармония, задумав цикл вечеров «Шостакович +», в ходе которых будут исполнены все 15 симфоний композитора, бросила вызов себе и слушателям. Абонемент существует второй сезон подряд, уже прозвучали Первая, Седьмая и Десятая симфонии. В нынешнем 88-м сезоне миссия продолжилась последней и редко звучащей Пятнадцатой симфонией.

В программе вечера прослеживаются исторические и музыкальные связи. Первым номером прозвучал яркий, мажорный концерт Прокофьева № 5 для фортепиано с оркестром, который, принадлежа той же советской эпохе, позволил продемонстрировать полярность мировосприятия двух русских гениев: оптимистическое, солнечное – Прокофьева и глубоко философское – Шостаковича. Увертюра Дж. Россини «Вильгельм Телль» по характеру перекликалась с прокофьевским сочинением, но тематически протянула связь к кульминации вечера – симфонии, где цитируется тема галопа из увертюры. Музыковед Мария Гринева (ведущая концерта) выступила в роли помощника аудитории, зацепив внимание своей информативной, подчеркнуто выразительной, живой речью.

Вечер свёл артистов разных поколений. Солировавший в фортепианном концерте Сергей Давыдченко – воспитанник выдающегося педагога С. И. Осипенко, студент первого курса Ростовской консерватории. Молодой артист уже имеет большую концертную и конкурсную биографию, стоит упомянуть сольный концерт в Мексике, выступления на фестивалях в Германии, Санкт-Петербурге, победу на международных и всероссийских конкурсах («Grand Piano Competition», «Дельфийские игры», телевизионные проекты «Синяя птица», «Щелкунчик» и другие).

Руководил оркестром в этот вечер Валерий Игнатьевич Платонов, заслуженный деятель искусств России, обладатель премии «Золотая маска», заслуженный артист Республики Башкортостан и добрый друг Ростовской филармонии. По просьбе художественного руководителя, главного дирижера оркестра Антона Шабурова и памятуя о двух предшествующих совместных работах с коллективом, В. Платонов взялся за подготовку масштабной и сложной программы.

В концерте Прокофьева между дирижером и солистом был достигнут образный, темповый и звуковой баланс, что позволило выстроить целостную форму пятичастной партитуры. В музыкальных интонациях оркестровой партии чувствовался опыт работы В. Платонова в оперном театре, сложно было не услышать изломанные интонации Меркуцио из балета «Ромео и Джульетты» или двух сестер из «Золушки», светлую лирику Джульетты, щемящие русские темы из оперы «Война и мир». Пианист порадовал точным «попаданием» в прокофьевский стиль, а именно спортивной виртуозностью, юной задорностью, иногда переходящей в дерзость, уместную в данном сочинении. В игре первокурсника чувствуется зрелая артистическая рассудительность, навык работы с дирижером и осознание того, что он хозяин инструмента. Увертюра Дж. Россини предстала рядом сменяющих друг друга образов природы – спокойной и разбушевавшейся, которые завершаются динамичным, не без нотки юмора галопом.

Начало симфонии прозвучало весьма задорно, ощущалась атмосфера «игрушечного магазина» (так Шостакович называл первую часть), но в процессе развития образная наполненность произведения перешла к мрачно-трагическому, напористо-зловещему характеру. Финальная тема, которую некоторые описывают как легкую танцевальную, в трактовке Платонова так не воспринималась. Штриховая равномерность инструментов ударной группы в последних тактах произвела магический эффект оцепенения, который околдовал слушателей и задержал финальные аплодисменты. Выступление коллектива под руководством Валерия Платонова отличилось точностью динамических и штриховых нюансов, верно выбранными темпами, убедительным воплощением характера произведений. Жесты дирижера были ясными и точными, но при этом оркестранты эпизодически запаздывали во вступлениях (возможно, здесь сказалась свойственное ростовчанам стремление всё делать по-своему).

В планах на будущее у Ростовского академического симфонического оркестра охватить все симфонии Дмитрия Шостаковича, часть которых исполнялась еще до рождения этого абонемента, а часть не звучала никогда или звучала в далеком прошлом. В текущем сезоне запланированы Восьмая под руководством А. Шабурова и Девятая, для которой имя дирижера будет определенно конкурсным испытанием.

Дарья Ермакова
Фото Александр Ломтев