8 апреля 2023 года в зале филармонии состоялся концерт «Навстречу конкурсу Чайковского». Слушатели разделили радость от предстоящего участия восемнадцатилетнего ростовского пианиста в легендарном соревновании.
Событие всемирной значимости. Событие, происходящее раз в четыре года. Событие, которого ждет с нетерпением весь музыкальный мир. XVII Международный конкурс имени Чайковского. В этом году он приобретает особую важность для Юга России: впервые за долгое время в соревновании примет участие пианист из Ростова-на-Дону – студент первого курса Ростовской консерватории, ученик профессора Сергея Ивановича Осипенко, Сергей Давыдченко. Его дарование развивалось на глазах у ростовской публики. Уже сейчас он является обладателем множества лауреатских званий престижных международных конкурсов («Щелкунчик», Astana Piano Passion, Дельфийские игры, «Новые имена», «Синяя птица», конкурс им. Сафонова ‒ лишь часть из них). Только в 2021 году ‒ Гран-При и десять специальных призов в международном соревновании «Grand Piano Competition». Теперь же пианист направляется к новым высотам.
В фойе филармонии чувствовалось волнение и трепет, томительное предчувствие теплилось в воздухе. Присутствовала «вся консерватория», от мала до велика: студенты и педагоги разных факультетов, фортепианная кафедра, профессура. Был здесь и долгое время возглавлявший консерваторию Александр Данилов, и директор ССМШ композитор Алексей Хевелев.
За пультом – художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. В послужном списке маэстро работа с такими пианистами как Денис Мацуев, Марк-Андре Амлен, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе... С Сергеем Давыдченко они также уже встречались на сцене Омской филармонии, но с оркестром РАСО дирижер выступает впервые.
Программу вечера составили подготовленные для третьего тура конкурса фортепианные концерты – Первый Чайковского и Второй Прокофьева, ‒ так гласила афиша. И потому в зале воцарилось удивление, когда из-за кулис раздался голос ведущей Марии Гриневой ‒ неизменный спутник концертов РАСО, с озадачивающей лаконичностью произнесший: «Чайковский, Симфоническая баллада “Воевода”». Позже, уже выйдя на сцену, она анонсирует предстоящий 9 апреля концерт-лекцию абонемента «Слово дирижера», в котором Васильевым будут раскрыты секреты произведения-неожиданности. Сегодня же оно служило своеобразной увертюрой к программе.
Как известно, оригинальную партитуру Чайковский сжег на следующий день после удачной премьеры – возможно потому, баллада написана в нехарактерной для композитора манере; в ней, кажется, больше от Бородина: звуковые зарисовки бурных скачек, достаточно объективная лирика, лишенная патетики. В исполнении ощущение этого несоответствия подкреплялось суетливостью, форсированностью темпа, иногда даже сумбурностью. Движения Васильева казались несколько геометричными, а порой судорожными и скованными. Последующее исполнение программы расставило всё на свои места и обнаружило подлинный профессионализм руководителя: поющую пластику рук и детальную работу с оркестром.
Игра Сергея Давыдченко – это, без преувеличения, просто праздник. Два таких разных концерта позволили ему раскрыть множество граней своего уже достигнутого, несмотря на юный возраст, мастерства. Едва зазвучал знаменитый трезвон восходящих аккордов Первого концерта Чайковского, как пространство зала загудело, расширилось, повинуясь объему звука. Акустика филармонии позволяет это не каждому пианисту. С изумительной технической яркостью и обилием штриховых нюансов были сыграны пассажи, сложнейшие токкатные эпизоды преодолевались, будто играючи. При этом ни единой «пробегающей» ноты, и ни единого удара. Каждый звук осмыслен, точно взвешен. Наибольшее впечатление произвели лирические каденции. Бережно, трепетно и в то же время просто была сыграна каждая интонация хрупкой музыкальной материи, сотканной Чайковским. Доходя до предела pianissimo, звуковая волна не прекращала пронизывать воздух. Никаких лишних движений, декоративных жестов – всё только о музыке. Так может играть лишь человек, признавший преданное служение ей высшим счастьем, такому музыканту не грозит забыть формулу «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
Если Первый концерт Чайковского ‒ абсолютный хит, то Второй Прокофьева звучит куда реже, но Сергей Давыдченко, кажется, рискнул сделать его своей визитной карточкой. В арсенале музыканта уже есть все прокофьевские концерты (кроме Четвертого – леворучного), однако для состязания он выбрал именно этого четырехчастного гиганта. Пианист уже ценится публикой как искусный прокофьевист и многие опытные слушатели находят его исполнение музыки композитора одним из эталонных. Титаническая каденция первой части, подобная восхождению на крутую гору, приковала напряженное внимание ‒ так концентрирован в ней был нерв нечеловеческого, сквозь стиснутые зубы, преодоления. Но сколь тяжелым был этот подъем, столь яростно стремительной была гонка второй и четвертой частей. Феноменальная скорость, электризующая пространство, ювелирная артикуляция, дерзкий скифский дух – мало кому доступное попадание в стиль Прокофьева. Особый мистический оттенок проявился в тихих гроздьях аккордов последней части: будто под поволокой тумана, в полупрозрачной звуковой дымке...
Интересна трактовка лирического раздела финала, так называемой темы колыбельной – одной из самых показательных прокофьевских простых до гениальности тем. Корнями уходящая в глубины народного мелоса, эта подлинно русская мелодия часто мыслится пианистами нарочито распевно, легатно, а порой и изнеженно. В исполнении Сергея, напротив, она прозвучала несколько аскетично, даже отчасти сухо, с повествовательной объективностью, что сразу оживило мрачноватые, но такие родные видения «Сказок старой бабушки»! При этом игра не была лишена теплоты, но больше сдержанной, скрытной. С появлением же сползающегося подголоска, тишайше артикулируемого с предельной точностью, в музыку проникла затаенная тревожность, будто лукаво шепотом напоминая «придет серенький волчок...», но возможно и для того, чтобы укрыть от погони реальности, настигающей героя в крайних разделах финала.
Оркестр, должно быть, утомленный отгремевшим совсем недавно восьмидневным рахманиновским фестивалем, в этот вечер не проявил своих лучших качеств. Сложнейшие по координации переклички скачущих в разные стороны реплик вышли вяловатыми, ритмически неустойчивыми, грешили неточностью интонации валторны.
Но это не могло поколебать общей атмосферы счастья от исполнения сольной партии. Несколько раз зал вставал, аплодируя и не отпуская Сергея со сцены, а он, благодарный за это тепло, дополнил выступление Этюдом-картиной ор.9 № 39 Рахманинова.
Весь зал филармонии в этот вечер будто превратился в одно пульсирующее сердце, которое попутешествует вслед за ростовским Скифом в Москву, будет биться в такт его игре, сопереживая каждому звуку, а после – ждать его возвращения с победой.
Александра Бойко
Фото: Александр Ломтев