Любовь во времена фараонов

Аида. Вполне вероятно, что это причудливое женское имя было придумано египтологом Огюстом Мариетом специально для оперы Джузеппе Верди. Так зовут эфиопскую пленницу, которая по прихоти судьбы полюбила своего врага — египетского полководца Радамеса. В этой драме есть все — любовь и соперничество, ревность и невольное предательство, экзотические танцы и торжественные шествия. А размах событий, совершающихся в ней, – война одного народа с другим, реванш побежденных, политика и шпионаж, – заставляет зрителей забыть о повседневной рутине и, затаив дыхание, следить за перипетиями сюжета.

В центре оперы всего три главных действующих лица, образующих любовный треугольник: Аида, Радамес и дочь фараона Амнерис. По мере развития сюжета каждый из них должен сделать непростой выбор — любовь или Родина, любовь или свобода, любовь или месть, а в конечном счете — любовь или жизнь. С головой погрузиться в вихрь драматических переживаний, бушующий в душе каждого из героев, помогает безупречное оркестровое и мелодическое письмо Верди, достигшего в этой опере вершины своего композиторского мастерства.

В этом году нам представилась уникальная возможность своими глазами увидеть эту пронзительную любовную драму на сцене Ростовского музыкального театра. 9 и 10 ноября прошли премьерные показы спектакля «Аиды», снискавшие восторженные отзывы критиков и шквал бурных аплодисментов у зрителей. Накануне, 8-го, состоялась генеральная репетиция, куда были допущены «свои», друзья театра и пресса.

Слово – художественному руководителю театра Вячеславу Кущёву: «Спустя долгий 25-летний путь неустанной подготовки, именно сегодня наступил тот день, когда и вокальный ансамбль солистов, и хор, и оркестр, постановщики, производственные цеха, акустика в зрительном зале – все и всё готовы для того, чтобы с честью и достоинством воплотить это бессмертное сочинение музыкально, визуально и концептуально».

Творческий результат превзошел самые дерзкие ожидания, восхитив зрителей масштабностью и новым взглядом на давно известный сюжет. Павел Сорокин (режиссер-постановщик), не изменяя своим принципам, продемонстрировал образец органичного сплава традиции и современности, в котором музыкальная драма из древнеегипетской жизни облеклась в философско-символические формы.

Спектакль погружает зрителя в мир, наполненный сакральной атрибутикой, древними иероглифами и мистическими заклинаниями. Все три действия драмы развертываются на фоне величественных восьмиметровых статуй египетских богов, которые на протяжении действия перемещаются по сцене (художник-постановщик Сергей Новиков).

Второй уровень сценографии образуют жрецы и жрицы как посредники в общении людей с миром богов, вершители человеческих судеб. Сюда же можно отнести главных действующих лиц с их пылкими страстями. К третьему уровню принадлежат солдаты и народ. Сопоставление всех планов наглядно проиллюстрировано в четвертой картине, когда Амнерис и ее служанки совершают ритуал, предрекая исход войны. Девушки разыгрывают сцену битвы, держа в руках небольшие фигуры воинов: эфиопских они повергают на землю, а египетских награждают победоносными копьями, и все это происходит под исполинскими изваяниями верховных божеств.

Цветовая палитра костюмов (Наталья Земалиндинова) приобретает в спектакле важное драматургическое значение. Царственно-золотые тона египтян противостоят землисто-песочным оттенкам эфиопов. Но особенно выделяется белый – как цвет ритуальной чистоты и сакральности, символ преображения, перерождения Аиды и Радамеса в финальной картине. Синий наряд Аиды в шестой картине символизирует жизнь, возрождение и благодатные разливы Нила – в противоположность красному платью Амнерис как разрушительной силы.

Спектакль трагически прекрасен. На заднем плане перед зрителем разворачивается таинственный парад планет (видеорежиссеры Роман Пугач, Вячеслав Шестак), а мастерски продуманное световое решение (Иван Виноградов) создает в мизансценах разнообразие пространств при статичности декораций, подчеркивая в некоторых моментах переключение внешнего плана на внутреннее, противостояние света и тени.

Составы исполнителей заслуживают отдельных похвал и восхищений. На этот раз театр полностью обошелся собственными силами, без приглашенных артистов, что на сегодняшний день является феноменом. Заглавную партию исполняют, что невероятно, четыре опытные певицы (сопрано) — Елизавета Зарянская, Наталья Дмитриевская, Екатерина Краснова, а также Анна Шаповалова, чья карьера начиналась в Ростове и продолжается в Большом театре (ее выступление планируется в одном из следующих представлений)! Каждая по-своему воплощает на сцене свою героиню, раскрывая ее образ с той или иной стороны. Роль Радамеса ведут яркие тенора Вадим Бабичук и Кирилл Чурсин (оба «бывшие баритоны»). Меццо-сопрано Ольга Земскова и Юлия Изотова продемонстрировали сочные вокальные краски и впечатляющую актерскую игру в образе страстной Амнерис. Хор — четвертое по значимости главное действующее лицо драмы (Елена Клиничева), порадовал своей слаженностью и объемностью звука, особенно в финале второго действия. Выпуклые театральные образы создают Борис Гусев, Валерий Храпонов (Рамфис); Александр Мусиенко, Даниэль Мартынов, Владислав Сорочинский (Царь Египта), Владислав Пикалов, Андрей Щербак, Петр Макаров и Артур Ачылов (Амонасро), Глеб Меланич, Владимир Мирзабеков, Юрий Кожурин (Предвестник), Анна Гаджиева, Роксана Манвелова и Ксения Филимонова (Верховная Жрица).

Михаил Грановский (музыкальный руководитель и дирижер) сумел тонко прочувствовать и передать тонкий психологизм и Сокрушительную художественную мощь партитуры Верди, воплотить конфликт «гигантского» и «человеческого», поведать о несокрушимой силе любви.

Инга Пронина
Фото: Марина Михайлова