Всегда аншлаг и крики «браво!»

В Большом зале Ростовской филармонии прошел авторский концерт Анатолия Кусякова, приуроченный к 60-летию композитора

Музыкальная жизнь Ростовской консерватории (академии) богата событиями. В череде таких событий заметное место занял юбилей одного из первых ее выпускников, ставшего профессором.

31 октября в Большом зале Ростовской филармонии состоялся концерт из произведений композитора, известного не только в Ростове-на-Дону, но и далеко за его пределами, заслуженного деятеля искусств России – Анатолия Ивановича Кусякова. Концерт прошёл в рамках «VI семинара руководителей оркестров русских народных инструментов музыкальных училищ Юга России» и «V смотра-конкурса учащихся отделений народных инструментов» и венчал собой цепь мероприятий, посвященных 60-летию музыканта. В течение всего года проходили авторские концерты, семинары, встречи с юбиляром.

В программу вечера вошли не только давно и хорошо известные слушателю «Испанские картины», Камерная симфония, «Осенние пейзажи», но и произведение, появившееся недавно, на рубеже веков, – сюита «Лики уходящего времени». В концерте принимал участие оркестр русских народных инструментов РГК под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора К. Хурдаяна. За дирижёрским пультом – выпускник кафедры народных инструментов, а ныне студент факультета оперно-симфонического дирижирования Д. Ивенский. Особенностью этого концерта можно назвать тот факт, что произведения А. И. Кусякова звучали не только в авторской инструментовке, но и в инструментовке студентов консерватории А. Богатырь, И. Петренко, Г. Эльяса, В. Зяблицевой, (класс и. о. профессора Г. Толстенко), А. Шалыгина (выпускника аспирантуры РГК).

Как получилось, что А. И. Кусяков, автор значительного числа сочинений для симфонического оркестра, однажды начал писать для народных инструментов – балалайки и баяна? Как протекало его творческое становление? Как сам автор относится к тому, что его музыка обретает новое звучание в инструментовке студентов?

А. И. Кусяков родился 7 июня 1945 года в городе Шуя Ивановской области, а в 1946 семья переехала в Воронеж. Из близких никто не имел музыкального образования, однако все члены семьи были очень музыкальными, любили петь, и музыка для маленького Толи началась с пения. Всё, что прозвучало по радио, начинало звучать в семье. Именно поэтому сам Анатолий Иванович называет своим первым учителем – радио, и благодаря радио произошло первое знакомство с произведениями Глинки, Рахманинова, Бородина, Чайковского.

Путь к композиции был долгим и трудным. В послевоенном Воронеже функционировала всего одна музыкальная школа, а вот духовых оркестров было много. В 12-летнем возрасте Анатолий начал играть в духовом оркестре, а позже – во Дворце пионеров на тромбоне. В музыкальное училище поступил «на валторну». А с третьего курса добавились занятия с теоретиками, так как не хватало «большой» музыки. Сочинять начал в возрасте 18 лет, когда в семье появился первое фортепиано. По окончании училища работал в оркестрах оперного театра, филармонии, играя партию второй валторны.

В 1966 г. Анатолий поступил на заочное отделение в Саратовскую консерваторию, но не поехал даже на первую сессию, решив на следующий год поступать в РГМПИ. На вступительном экзамене по композиции получил «пять с плюсом» и был зачислен в класс профессора Б. И. Зейдмана. После отъезда Зейдмана стал заниматься у его ассистента – Л. П. Клиничева, под началом которого окончил институт за четыре года. О своих учителях – Б. И. Зейдмане, Л. Я. Хинчин, Н. Ф. Орлове, Н. Ф. Тифтикиди, В. М. Гузие – Анатолий Иванович вспоминает с огромной любовью и уважением.

Несмотря на тяжёлые бытовые условия в годы учёбы – не было общежития, не было инструмента, и сочинять приходилось в институте с 6 часов утра, – на свет появились Альтовая соната, Вариации для фагота и фортепиано, Виолончельный концерт, Симфоническая поэма, «Оратория для трёх миллионов голосов» и другие работы.

После окончания вуза, молодым специалистом, попал по распределению в Таганрогское музыкальное училище, где сразу начал вести семь предметов. 1972 год ознаменовался вступлением в союз композиторов СССР.

Вскоре Анатолий Иванович поступил в аспирантуру Московской консерватории, в класс профессора С. А. Баласаняна. За этот, казалось бы, короткий промежуток времени, появились Фортепианное трио, Концерт для оркестра, кантата «Без счастья и воли», Концерт-симфония для скрипки с оркестром, Донская праздничная увертюра. После окончания аспирантуры (на «отлично») вернулся в Ростов, так как остаться в Москве помешало отсутствие прописки. О годах, проведенных в Москве, Анатолий Иванович отзывается как об очень важном периоде жизни: «Мне довелось прожить там два года. Много ли это? Очень! Этот срок позволяет человеку преодолеть зашоренность и провинциальность. Ощутить принципиально иную, столичную атмосферу, настроиться на другой лад. Посмотреть на себя со стороны, сквозь призму столичных достижений, и постараться соответствовать уровню. Надолго ли хватает этого заряда? Я ощущаю его и сегодня». (Здесь и далее я цитирую интервью, данное композитором Елене Показанник.)

С 1974 года и посей день А. И. Кусяков работает в Ростовской консерватории. Период с 1981 по 1988 год, когда Анатолий Иванович занимал должность ректора, можно назвать одним из сложнейших в его жизни. Всё время отнимало руководство институтом, сочинять удавалось только в отпуске. Но не смотря на это создан ряд произведений, которые прочно вошли в репертуар исполнителей.

Оглядываясь назад, «поворотным» годом в творчестве он называет 1975-й, когда познакомился с выдающимися музыкантами, воспитанниками института им. Гнесиных баянистом В. А. Семеновым и балалаечником А. С. Даниловым. «Сегодня совершенно очевидно: не встретив их, я никогда не писал бы для баяна и балалайки, - говорит Анатолий Иванович. – Эти два уникальных человека одинаково для меня дороги, они – крестные отцы всей моей музыки для народных инструментов».

Учиться пришлось фактически заново: осваивать тембровые, фактурные особенности инструментов, их колористические и акустические возможности, приемы звукоизвлечения. С тех пор произведения для баяна и балалайки занимают ведущее место в творческом наследии композитора. На сегодняшний день Анатолий Иванович – композитор, тесно сотрудничающий с лучшими исполнителями. Они помогают автору реализовать его замыслы, подсказывают особенности тех или иных приёмов исполнения. А молодые исполнители на его сочинениях постигают современную школу игры на инструменте. Некоторые произведения композитора включены в многотомную антологию современной музыки для баяна.

Признаемся, что его музыка и по приёмам исполнения, и по содержанию доступна не всем исполнителям. Сам автор, понимая это, говорит: «Что ж, согласен. Трудно. Но ведь именно трудный язык современных академических сочинений способствует развитию инструмента, его росту. Более того, я понимаю, что не способен писать легкую музыку, которую каждый второй вынесет на любую эстраду и неплохо на этом заработает; не способен подходить к народным инструментам с коммерческих позиций...»

Идя на авторский концерт А. И. Кусякова и не будучи знакома с его музыкой совершенно, я ожидала услышать сочинения в фольклорном духе в исполнении народного оркестра. Каким же было моё удивление, когда я услышала голос современного академического композитора! Нельзя сказать, что это музыка массовая. Автор создает широкий спектр образов музыкальным языком наших дней, рассчитанным на подготовленного слушателя.

Слушая музыку, следя за сложным драматургическим замыслом, находясь в центре конфликта, сопереживая и погружаясь в широкий образный ряд, невольно задаёшься вопросом: каков он, А. И. Кусяков, кавалер ордена «Знак почёта»; обладатель «Серебряного диска» – высшей награды международного фестиваля «Баян и баянисты», проводимого РАМ им. Гнесиных; «Человек года – 2002» Ростовской области; дипломант и обладатель почётной премии Международной конфедерации аккордеонистов (CIA) «За выдающийся вклад в международное аккордеонное движение»; победитель семи творческих конкурсов области и Всесоюзного конкурса композиторов; обладатель памятной медали Российской муниципальной академии «К 100-летию М. А. Шолохова»?

Прежде всего, музыка раскрывает перед нами глубоко романтическую натуру (что удивительно в наше время); натуру человека, не потерявшего веру в светлые стороны жизни; человека, в душе которого царит гармония с окружающим миром. Он и внешне производит впечатление: широкие плечи, уверенный твёрдый шаг, серьёзный сосредоточенный взгляд человека, много повидавшего на своём жизненном и творческом пути. При этом он открыт для всего нового.

Прошедший концерт – наглядный тому пример. Много ли вы знаете композиторов, которые доверят дирижирование своих произведений начинающему дирижёру, и одобрят аранжировочные «эксперименты» с их сочинениями? Анатолий Иванович так сказал по этому поводу: «Каждый раз, когда я иду на репетицию или на концерт, где исполняются мои баянные произведения в переложении для народного оркестра, испытываю сложные чувства. С одной стороны, это благодарность за внимание к моей музыке, с другой – страх за результат, в котором что-либо существенное изменить уже не сможешь. Бывали случаи, когда слушал с удовольствием, бывало и иное. Аранжировки, как правило, делают студенты, которые не имеют достаточного опыта, чаще вообще впервые пишут партитуру, не все, естественно, талантливы. Конечно, есть переложения, которые проигрывают. Запретить не могу. Заставить переделать партитуру? Ни разу не пошел на такой шаг. Остается только надеяться на удачу и такт педагога по инструментовке и, естественно, на талант молодого аранжировщика… Хороший аранжировщик обязан переосмыслить сочинение, сочинить контрапункты, многое изменить в фактуре, чтобы добиться адекватного воздействия на слушателя. Не следует забывать, что композитор, сочиняя музыку, стремится четко определить градус эмоционального воздействия и интереса слушателя, и поэтому, меняя состав, в аранжировке необходимо учитывать все нюансы, неизбежно возникающие при переложении, и этот градус сохранить».

В нотах своих сочинений он неизменно указывает имена редакторов сольной партии, и объясняет это так: «Создание произведения – прерогатива композитора. А вот обеспечение успеха – это труд многих людей. Уровень требований к произведению сегодня столь высок, что без работы целой команды успех невозможен. …Редактор – важное лицо в этом процессе. Я не играю ни на баяне, ни на балалайке. И, естественно, при сочинении музыки для этих инструментов у меня возникают фрагменты фактурно неблагополучные, неоправданно трудные, иногда просто неисполнимые. Задача редактора – исправить эти недостатки и сделать текст сочинения более удобным и легким для исполнения, оставив в неприкосновенности авторский текст в виде нот, гармоний, ритма, фактуры».

А. И. Кусякова можно отнести к числу тех немногих (к сожалению) композиторов, творчество которых востребовано и слушателями, и исполнителями. На многих российских и международных конкурсах его произведения включены в программу в качестве обязательных; исполнители с мировыми именами вновь и вновь обращаются к его сочинениям; а в залах, где звучит его музыка, всегда аншлаг и слышны крики «Браво!».

Мария Гринева