Наталья Мещерякова – жизнь со смыслом

Можно по-разному относиться к своему юбилею: кто-то непременно спешит отметить событие, кто-то, в силу скромности, скрывает эту дату и она остаётся незамеченной. Наталья Алексеевна Мещерякова из числа скромных людей. Свой юбилей летом этого года она не отмечала. Однако посчитала важным фактом своей биографии 25-летний стаж работы в РГК. В декабре 1980 года случился своеобразный «брачный союз» Натальи Алексеевны и вуза – тогда еще Ростовского музыкально-педагогического института, который выступил в роли жениха. И вот сейчас – серебряная годовщина.

Наталья Алексеевна Мещерякова – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, редактор музыкальных программ радио «ДОН-ТР», талантливый учёный, музыкальный писатель, журналист, ведущая огромного количества концертов, певица. А ещё очаровательная женщина, любящая мама, интересный собеседник…

Сама виновница торжества призналась: «Я не хотела отмечать свой юбилей, постеснялась. Потом, совсем случайно, в трудовой книжке обнаружила первую запись, датируемую 1980 годом, когда я начала работать в консерватории библиографом. А ведь эта дата даже важнее. За это время прошло много разных событий. Есть события, которые отнимают, а есть – которые прибавляют... Я необыкновенно счастливый человек, ведь у меня так много дорогих, близких людей, студентов. Никто не отказался прийти, выступить…»

Даже текст пригласительного билета гласил: «Сердечно прошу Вас разделить со мной радость счастливого человека, у которого всё есть. А моё все – это Вы, мои дорогие друзья и единомышленники. И в этот памятный юбилейный день я хочу быть рядом с Вами».

И праздник получился! Камерный зал консерватории был заполнен до отказа, людей было явно больше, чем могло поместиться. Царило ожидание чего-то торжественного и одновременно веселого. Все взоры были устремлены к входу, но юбилярши всё на было видно… Для произнесения вступительного слова на сцену поднялся заведующий кафедрой истории музыки, проректор Анатолий Моисеевич Цукер, человек, который на протяжении этих лет был свидетелем всех творческих успехов виновницы торжества, и как никто другой из коллег знает Наталью Алексеевну. Больше всего зал порадовало следующее его замечание: «Когда Наташа „взяла“ радио, я почему-то подумал, что дальше будет почта, телефон, телеграф…»

И вот она – красавица, вся цветёт и светится, под аплодисменты зала, появилась с огромным букетом наперевес, как дива. Роль ведущей вечера она взяла на себя сама. А иначе и быть не могло, ведь никто лучше самой Натальи Алексеевны не смог бы так красиво и тепло представить своих гостей, в адрес каждого найти особенные слова. Как выяснилось, у именинницы огромное число поклонников, которые узнали о ней благодаря её программам на радио и концертам по всей области, и даже не побоялись приехать для поздравления из других городов. Наталья Алексеевна знает всех по именам и даже начала было перечислять, но поняла, что на это понадобится весь вечер. Здесь же произошло неофициальное награждение самого преданного посетителя концертов Натальи Алексеевны – Елены Федоровны Гридчиной званием «Заслуженный слушатель России».

Гости дарили юбилярше цветы, слова любви и признательности, музыкальные посвящения. Интересно было заметить, что среди поздравлявших были семейные пары и целые семьи: чета Камбаровых, Самир и Гюли – нынешние студенты Натальи Алексеевны – в дуэте саксофона и фортепиано исполнили «Колыбельную моря» и «Праздник Нептуна», сочиненные женской половиной дуэта. Бывшие ученики, ныне солисты Ростовского музыкального театра Ольга и Петр Макаровы – «подарили» дуэт из оперы «Дон-Жуан». А семья Селицких пришла поздравить именинницу в полном составе: А. Я. Селицкий – профессор консерватории, был в зале, а Юлиан Селицкий с супругой Мариной и маленькие Михаил, Эллочка и Марк тут же сымпровизировали с именинницей фрагмент «музыкальной гостиной» (передачу под таким названием Н. Мещерякова ведет на радио) с «каверзными» вопросами о музыке и находчивыми ответами.

Поздравления были серьёзные и не очень. Бурю восторга вызвало остроумное музыкальное посвящение от солиста РГМТ Геннадия Верхогляда (вариации на тему именинных куплетов Трике из «Евгения Онегина»); «Юмористическое аллегро» Е. Дербенко в исполнении студентов РГК Кирилла и Константина Бондаренко (аккордеон). В ответ на это Наталья Алексеевна спросила у зала разрешение поставить музыкантам «автомат» по истории музыки за знание произведений, которые исполняют.

Особое место в вечере отводилось вокальной музыке, которую исполнила сама именинница. Моцарт, Римский-Корсаков, Чайковский, Гаврилин – прозвучали с огромной любовью, чувством, трепетом, и каждый раз в новом образе. Голос лился легко и непринужденно, завораживая слушателя обертонами.

А поздравления продолжали идти и идти. Профессор С. Арабкерцева играла популярную песню Шуберта, которую она по такому случаю переименовала в «Аве, Галина» и посвятила маме именинницы; П. Назаретов и А. Терацуян – джазовый вальс «Летняя ночь»; поздравляли друзья и коллеги И. Лазарева, Э. Корсикова, Е. Смирнова, Т. Прокудина, А. Пхида, выпускники: С. Нестеров, А. Хевелев, М. Фуксман, поклонники… Ростовский музыкальный театр прислал целую делегацию во главе с самим генеральным директором – художественным руководителем В. М. Кущёвым.

В одном из поздравлений привлекла внимание фраза: «Наталья живёт со смыслом». Я подумала: а ведь и в самом деле, этот необыкновенный человек нашёл смысл в любимом деле, которое приносит радость ей и другим, в общении с людьми, которые ценят и искренне любят все, что она делает. Поэтому Наталья Алексеевна по праву считает себя счастливым человеком.

Мне стало интересно: есть ли у этого счастливого человека мечта?

– Раньше было больно говорить об этом, теперь нет. С детства мечтала петь в опере. Однажды в г. Орджоникодзе ко мне подошли две девушки и спросили, как меня зовут. Я задумалась и ответила: «Джильда», как героиню оперы Дж. Верди «Риголетто». А на вопрос, сколько мне лет, сказала: «четыре лет», мне казалось, что это гораздо больше, чем четыре года. Для каждого певца важно найти свою сцену и своего слушателя, а я нашла свою сцену в радио-эфире: здесь я сама себе режиссер, сама себе дирижёр, сама выбираю труппу, актёров… А ещё в моей жизни есть Ростовский государственный музыкальный театр – это моя реализованная мечта. В руководителе театра – В. М. Кущёве – вижу уникальное явление, он деятель культуры, создатель культурного феномена; как живёт он – так можно и нужно жить в искусстве. Все проблемы, которые появляются в театре, он принимает на себя. А самое главное, в театре поют мои ученики! Если бы сложилось так, что у меня было много денег, то я бы опекала зверей. Я бы очень хотела иметь яхту, потому что уверена, что в одной из прошлых жизней была пиратом: люблю запах канатов, солярки, моря…

– У Вас было много встреч со знаменитыми, интересными людьми. Кто из собеседников оставил в памяти самое яркое впечатление?

Конечно, Изабелла Юрьева. Лично мы никогда с ней так и не встретились. Наш разговор был по телефону. Ей тогда было 99 лет, и даже в столь почтенном возрасте она очень интересно говорила. Это уникальная женщина, уникальная собеседница. Она дала мне надежду, что существует власть над возрастом. Говорила о судьбе романса, в ее словах он предстал одушевленным существом. Под влиянием этой беседы я представила романс возвращающимся из ссылки. Пожалуй, было даже хорошо, что мы пообщались по телефону. Образ Изабеллы складывался из её голоса, её интонации. Видение бывшей красавицы отвлекало бы от её внутренней красоты. Она очень хорошо сказала о Ростове: «О, Ростов, как я его люблю. Каждый камушек целовала бы. Каждого человека, хоть я его и не знаю, но я его люблю…»

– В Вашей жизни много проектов, концертов, встреч. Откуда черпаете силы, как всё успеваете?

Здесь нужно уметь переключаться, работать в разных режимах. Это спасает человека. Я сплю всего 4-5 часов в сутки. А успеваю потому, что голова постоянно работает, обдумывает что-то.

– Какие качества цените в людях?

– Порядочность и душевное здоровье. Меня привлекают психически здоровые люди. Человек должен быть душевно опрятен, ведь он отвечает за состояние и настроение другого человека. Однажды попробовала такое упражнение – стала улыбаться сама себе и своим мыслям, и удивительно, но жизнь показалась лучше.

– У Вас много друзей?

– К сожалению, нет. Когда я стала самостоятельной и независимой, когда меня уже не нужно было жалеть, некоторые подруги сами порвали нити между нами. Мой лучший друг – мой муж. Я ни на мгновение не усомнилась в его порядочности, как бы жизнь ни повернулась, я всегда уверена в нём. А ещё я люблю «присваивать» людей. Со всеми хорошими людьми, с которыми меня сводила жизнь, мы автоматически становимся друзьями. Необыкновенно ценю высказывание М. Е. Литвака: «Мы никому не обязаны успехом так, как своим врагам». Суеверно верю в возмездие…

– Самый счастливый день в жизни?

Это даже не день, а миг – ощущение полёта, когда я маленькой девочкой, стоя во дворе, легко, без принуждения брала самую высокую ноту. Это было ощущение свободы и счастья.

– Если бы была возможность прожить жизнь заново, хотелось бы что-то изменить?

Я бы не рискнула так сказать. Я верю в высшие силы, и от меня здесь ничего не зависит. Часто думаю о том, хорошо это или плохо, что не прожила жизнь в театре, со всеми его интригами…

– У Вас широчайшая сфера приложения сил: преподавание, работа на радио, концертная деятельность как в качестве ведущей, так и в качестве певицы, журналистика, научно-исследовательская работа. Что для Вас важнее, нужнее?

– Всё вместе взятое. Я очень обязана радио: благодаря ему научилась общаться со студентами, перестала их бояться. Для меня радио – это звуковой, интонационный спектакль. Это счастье – ощущать магию интонации вообще. Однажды из Волгодонска привезли в студию ансамбль, состоящий только из слепых женщин. Когда мы случайно встретились в коридоре, и они меня узнали по голосу, то бросились на шею со словами: «Вы нам даёте здоровье». Это самый большой гонорар, который я когда-либо получала, и нет ничего дороже.

– Кого Вы можете назвать любимым композитором?

– Отвечая на этот вопрос, многие скромничают, говоря, что в разные периоды жизни нравятся разные композиторы. Может, раньше я ответила бы так же. Сейчас могу сказать точно, что очень нравится Гаврилин. Он стоит особняком, в стороне от модных авангардистов. Он искал простого слова, он связан со многими лучшими композиторами мира, он русский Шуман, русский Шуберт. Но, к сожалению, он не понят и не оценён до конца.

– Вы пишите стихи?

– Да, но не хочу собой загружать и без того перенасыщенный поэтический мир. Для меня это прикладной жанр. Пишу, когда просит сердце, но это не часто. Чаще пишу стихи для своей передачи, но не ставлю цели их собирать.

– Какой подарок в связи с юбилеем был бы для Вас самым дорогим?

Я хочу больше концертов, поездок, встреч с интересными людьми и коллективами. Хочу донести до людей то, что ещё могу донести. Флюиды, идущие от зрителя, – это самое дорогое, ничего лучше и ценнее этого нет.

– Студент XXI века – какой он?

Такой же? как и всегда, но более жертвенный и талантливый. Я бы вообще у входа в консерваторию поставила кассовый аппарат. Что бы он вознаграждал каждого входящего студента. Я очень счастлива тем, что учила таких студентов, как Петр Макаров, что учу таких студентов, как Юлия Чаплина, Оля Каморник. Это честь для меня, это счастье…

Мария Гринёва