С ансамблем «Каприччио» из XX века – в век XXI

Композиторы нового века: какие проблемы их волнуют, какую музыку они пишут, как живут в ней (или отрицаются) традиции минувших эпох? К счастью, ростовский слушатель имеет прекрасную возможность познакомиться не только с музыкой этой музыкой, но и с самими композиторами.

Три дня подряд – 12, 13, 14 декабря в ростовских залах прошли три концерта Российской ассоциации современной музыки. Уже в третий раз проводятся подобные концерты, и они сложились в маленький фестиваль современной музыки.

Концерты необычные, но необходимые как самим авторам, так и слушателям и исполнителям. Авторы могут в живом исполнении услышать своё творение, оценить его плюсы и минусы, пообщаться с братьями по перу; артисты учатся на этих произведениях новым приёмам и манере исполнения; слушатели могут встретиться с уже знакомыми сочинениями, проследить судьбу уже известных им композиторов-мастеров – и открыть для себя молодых талантливых авторов.

В первый день на суд слушателя были вынесены сочинения композиторов – выпускников консерватории. В третий, заключительный день фестиваля состоялся концерт из произведений студентов-композиторов. Оба концерта прошли в залах консерватории, исполнителями сочинений стали студенты консерватории, в том числе сами авторы. Отрадно, что такие концерты собирают любителей и ценителей современной музыки.

На концерте, который прошёл во второй день фестиваля, хотелось бы остановиться более подробно. Для него потребовалась и другая сцена, и другие исполнители. В программу вошла музыка композиторов-педагогов, аспирантов и выпускников консерватории, а так же авторов из других городов. «Отцы и дети» – так можно обозначить авторский состав этого концерта. Звучали как произведения «новорожденные», датированные 2005 годом, так и сочинения тридцатилетней давности, но благодаря новому инструментальному решению обретшие новую жизнь.

Все произведения, прозвучавшие на Камерной сцене Ростовского Музыкального Театра, написаны или специально переложены для удивительного коллектива, лауреата международных конкурсов, муниципального ансамбля «Каприччио» (художественный руководитель – заслуженная артистка России, профессор Маргарита Черных). Ведущая вечера, Н. Мещерякова справедливо назвала коллектив «поисковой лабораторией»: ансамбль, действительно, находится в неизменном поиске новой интересной музыки, в постоянном творческом движении, солисты ансамбля ведут активную концертную и преподавательскую деятельность.

Коллектив уникален по ряду причин. Прежде всего, необычен его состав. В квинтет входят: фортепиано – М. П. Черных, скрипка – А. Рукин, виолончель – В. Колосов, флейта – О. Лебедева, вибрафон – А. Лебедев. Из беседы с руководителем «Каприччио» удалось узнать, как возник такой состав:

Ансамбль появился достаточно давно, в 1991 году, но к такому составу мы пришли постепенно. Мы много экспериментировали, хотелось необычного, нетрадиционного звучания, и в итоге у нас появился вибрафон – инструмент с огромными возможностями, находка для ансамбля. Поскольку у нас в репертуаре много различной музыки, от старинной до современной, то ему приходится выполнять различные функции: например, в музыке эпохи Возрождения его звучание можно приблизить к звучанию органа, в современной музыке может получиться интересный колористический эффект...

Особое внимание ансамбль уделяет пропаганде современной музыки и сотрудничеству с современными композиторами, и не только ростовскими.

– Как авторы находят вас?

Мы много гастролируем, бываем в разных городах, участвуем в конкурсах и фестивалях, общаемся с авторами, договариваемся об исполнении того или иного произведения. Нас связывает активное творческое сотрудничество с Республикой Ингушетия, где недавно солистам «Каприччио» было присвоено звание Заслуженных артистов РИ. Со многими авторами из разных регионов России мы поддерживаем общение, но так получилось, что с композитором из Сургута С. Зятьковым мы не знакомы, хотя и исполняем его произведение уже не в первый раз…

Сами композиторы достаточно высоко оценивают уровень ансамбля, вновь и вновь обращаясь к этому коллективу.

Музыка композиторов XXI века стремится через звуки воплотить реалии современной жизни со всеми её сложностями и противоречиями, быстрым безостановочным темпом. В то же время, эта музыка отсылает к проблемам вечным. Об этом можно судить хотя бы по некоторым названиям: «Реинкарнация», «Исследование внутреннего пространства»…

Так в произведении «Реинкарнация» студентки 5 курса РГК Татьяны Зотовой (кл. профессора Л. П. Клиничева) автор стремится воплотить перемены настроения, чувств, образов. Сочинение было написано специально для такого состава исполнителей. Музыка сложна в плане ансамбля, а также с точки зрения использования различных композиторских техник.

Особое впечатление на слушателя произвели «Пять снимков млечного пути» (2005) выпускника консерватории Даниила Власова (кл. профессора В. С. Ходоша). Автор обратился к модной в последние десятилетия теме космоса, космического пространства. Даниил не ограничился только музыкой. Для воплощения его замысла понадобился видеоряд и своеобразный « soundtrack космоса». На огромном экране перед нами проносились планеты, вся галактика, свет и цвет вселенной были как на ладони. Ощущение полёта, невесомости, гармонии – так можно описать состояние, в котором пребывал слушатель. На мгновение показалось, что ты герой «звёздных войн», но совсем один в этом мире холода и бесконечности. Автору понадобились новые приёмы звукоизвлечения: это не столько музыкальные звуки, сколько шумы, свисты, гул, скрежет. Наверное, так и должно быть: в космосе нет музыки, а если есть, то, наверное, такая, какую написал Д. Власов.

Мнение наставника Даниила – В. С. Ходоша:

– Это сочинение удивительно в своём роде, его невозможно исполнить вне саундтрэка, т. к. всё исполнение рассчитано во времени и напрямую связано с видеоизображением. В партитуре нет ни единой ноты. По стилю это авангард, и эта работа показалась мне очень интересной.

Как выяснилось, сочинение аспиранта Антона Светличного (рук. профессор В. С. Ходош) «Исследование внутреннего пространства» незакончено. На суд зрителя была вынесена только первая часть. К сожалению, случилась небольшая накладка. По замыслу автора, во время исполнения свет на сцене должен был погаснуть, а лампы на пюпитрах исполнителей должны были гореть. Однако по чей-то ошибке свет не погас, и задуманного эффекта не получилось. Необходимо отметить, что музыка Антона сложна как для восприятия и осмысления, так и исполнения.

С особым пристрастием слушатель ждал исполнения сочинений мастеров в области композиции – профессоров РГК А. И. Кусякова и В. С. Ходоша. Их творческая деятельность началась во второй половине XX века, а высокой зрелости они достигли на рубеже столетий.

А. И. Кусяков – автор большого числа сочинений в различных жанрах, воспитавший немало композиторов. В афише концерта название его вокального цикла на стихи А. Ахматовой звучит как «Уколки сердца» (правильно, конечно, «Уголки»). Ведущая пояснила, что, наверное, эта описка не случайна. Цикл продолжает романтическую тему «Любви и жизни женщины» Р. Шумана. Это своего рода моноцикл, где каждая песня – укол в сердце. Сочинение это раннее, написано было 38 лет назад, проверенное временем и исполнителями. Но на этом концерте была своего рода премьера: цикл впервые прозвучал в исполнении ансамбля «Каприччио». Переложение для такого состава сделал выпускник РГК, ныне преподаватель – композитор, талантливейший инструментовщик М. А. Фуксман. Партию сопрано превосходно исполнила профессор Т. Шорлуян. Её исполнение отличалось яркой эмоциональностью, тонким пониманием этой музыки.

«Камерная музыка» В. С. Ходоша написана в 1975 году – 30 лет назад, и первоначально предназначалось для нонета. В исполнении ансамбля «Каприччио» это сочинение прозвучало впервые. Сам Виталий Семёнович признался:

Это первый мой творческий союз с «Каприччио», хотя я давно дружу с ансамблем, но больше через студентов. Я доволен результатом, исполнители точно передали эмоциональное состояние моей музыки.

Напоследок я спросила, как может восприниматься музыка конца XX – начала XXI века?

- Существует разное отношение к этой музыке. Для кого-то в ней нет музыки вообще – набор звуков, а кому-то нравится именно такое звучание.

Мария Гринёва