Мы будем петь и смеяться

Семнадцать считалось числом, дающим надежду.
Из книги С. В. Ключникова «Священная наука чисел»

Семнадцатилетие «Музыкального обозрения» становится значительным событием музыкальной жизни страны. И если это не юбилей, то все же некий итог высокопрофессиональной просветительской работы. Новый этап мастерства. Жизнь не стоит на месте, и мы движемся в ее быстротечном потоке. За годы существования газеты изменялось все вокруг: страна, экономика, культура и отношение к ней. Вместе с временем менялась и газета, ее внешний облик и, конечно, содержание.

Еще совсем недавно роль музыкального искусства в обществе была ничтожно мала. К профессии «музыкант» не относились серьезно. Но ситуация меняется. Многочисленные фестивали, концерты, творческие встречи доказали, что людям не безразлично музыкальное будущее России. Появилась надежда... Музыкальное искусство «стряхнет пепел забвения» и станет неотъемлемой частью культурной жизни человека. Эту надежду подарила газета «Музыкальное обозрение». Благодаря номерам, посвященным музыкальной культуре отдельных регионов, крупным музыкальным событиям, музыкальным организациям, нам открылся огромный культурный «океан». Он дышит и живет своей жизнью, а мы – его неотъемлемая часть.

Создатели газеты – это и журналисты, и высокопрофессиональные музыканты в одном лице. А «Музыкальное обозрение» – не просто газета. Это музыкальная организация, не только освещающая, но и принимающая активное участие в музыкальной жизни страны. Самый масштабный творческий проект – Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – 2004», который прошел в 38 городах России. А идея оригинального коллективного произведения «Десять взглядов на десять заповедей», ставшего своего рода музыкальной эмблемой фестиваля, принадлежала редакции газеты. И это произведение прозвучало 20 раз в течение трех месяцев – удивительная премьера!

Семнадцатилетие – это праздник не только для газеты, но и для ее главного редактора. Андрей Устинов – человек, доказавший, что музыкальная журналистика – это специфическая область деятельности. Большую часть жизни газеты он стоял у руля своего корабля и направлял его в нужном направлении. «Музыкальное обозрение» явилось первым профессиональным изданием в России, представляющим информацию о новинках рынка компакт-дисков (« CD–обозрение»), а также обладающим базой данных о российских и международных конкурсах.

Этой осенью магическая цифра семнадцать объединила студентов и преподавателей Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова – участников Второго всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 2006» – в концерте, посвященном этой дате. Причем, самой юной исполнительнице – семнадцатый год! С 1999 года консерватория сотрудничает с газетой. К настоящему времени студентами и педагогами было подготовлено семнадцать публикаций. Все они напечатаны.

Сквозной линией драматургии концерта является цифра семнадцать. Его программу составляют произведения, написанные в семнадцатилетнем возрасте или под opus`ом 17. А это навевает романтические нотки. Юность, мечтательность, возвышенность чувств, надежда…

А мне семнадцать лет. Я весел.

Я верю в чудо и в друзей.

Искрится взгляд, мир полон песен,

И чист, как с синих гор ручей.

Об этом не хочется кричать. Чувства наполняют душу, о них хочется петь. Недаром половина произведений – вокальные и скрипичные. Ведь скрипка тоже может петь лирически – проникновенно и задушевно.

Не ветер вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной.

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Особенностью произведений концерта является их камерность. В основном, это произведения для скрипки и фортепиано, голоса и фортепиано. Разнообразие в инструментальный состав вносят Квартет Й. Гайдна в исполнении студентов консерватории и Скерцо для оркестра Д. Шостаковича в исполнении ансамбля «Каприччио» (фортепиано, скрипка, виолончель, флейта и вибрафон).

В концерте соседствуют произведения композиторов разных эпох ( XVIII– XX веков) и стилей. География концерта включает Россию (С. Танеев, А. Скрябин, Д. Шостакович, С Прокофьев, С Рахманинов), Германию (Р. Штраус), Чехию (Й. Сук), Польшу (Ф. Шопен, Г. Венявский), Австрию (Й. Гайдн, Ф. Шуберт) и Италию (Н. Паганини). Юность – категория вневременная и внегеографическая.

Основная линия концерта предстает в двух ипостасях: юность романтическая, мечтательная. Эти образы присутствуют в романсах С. Танеева, в Cantabile Н. Паганини. И юность смеющаяся, играющая и, возможно, иронизирующая, представленная в Скерцо для оркестра Д. Шостаковича и «Сарказмах» С. Прокофьева. Мы будем петь и смеяться!

Анна Явдошенко