Неюбилей

17... Этакая непричесанная цифра... Или в нашей стране уже не побороть тягу к празднованию торжеств, даже не юбилейных?

Отметить 17-й год существования... Пресс-издание специфически музыкальное, ставшее за сравнительно недолгий временной отрезок одним из передовых и завоевавшее солидный читательский спрос, достойно считать очередную годовщину своего появления событием юбилейного размаха. О чем обычно говорят, оказавшись на торжестве по случаю Дня рождения? Верно, о виновнике торжества, Каким он был, когда только появился на свет? А каким через 5 лет? А через 10?…Это всегда очень трогательно. Так какой же была газета 5, 8, 17 лет назад?

Год 1989. Москва. «Музыкальное обозрение» открыло глаза и оглянулось вокруг… Оказалось, что даже в то трудное для страны перестроечное время музыка продолжала звучать. Иное дело обстояло с печатным обзором панорамы музыкальной жизни. Эта ниша пустовала, словно в ожидании достойного претендента- жаждущего и всевидящего музыкального ока. Путь к славе оказался совсем непростым. Смутная политическая атмосфера начала 90-х, непривычное для нас слово демократия… Как в нее верить, как с ней жить? Еще не так давно выход каждого номера газеты в печать строго контролировался цензурой. Без разрешения вышестоящих инстанций ни одна страница не попала бы в руки читателя! Теперь дышать-то стало может и легче, а вот жить легче не стало. Страна ударилась в коммерцию, человеческие отношения плавно перетекли в партнерские… Казалось, что музыка и все что ее окружает отойдет далеко на задний план… Но. Явление искусства удивительно и не менее удивительна его способность к борьбе за выживание, к новым и, зачастую суровым, условиям существования. И в первую очередь этому поспособствовали средства массовой информации, в числе которых уже на тот момент состояла и газета «Музыкальное обозрение». Крепко стоя на ногах уже к середине 90-х, газета стала обозревать не только на страницах, но и стала вещать голосом. В 1996 году совместно с Радио России начал свое существование проект «Музыкальная орбита». А спустя год зазвучал 1-й номер «СД- обозрения»…. Казалось время летело быстро, событие за событием, успех за успехом. Ежемесячно, из года в год выходили в номер 10 печатных страниц, открывающих читателю великую вселенную культуры, феерию музыкальной жизни, восхождение новых звезд,10 страниц, бережно хранящих музыкальную историю и освещающих самые интересные и достоверные факты настоящего времени. Газета перестала быть просто прессой. Сегодня «Музыкальное обозрение» - авторитетная музыкально-информационная организация, сумевшая объединить музыкантов и музыкальные общества России, создав уникальную по масштабам систему культурного сообщения. Умение мыслить, творить, обозревать не как все или, как сейчас принято говорить, креативно, при этом оставаясь одним из солиднейших печатных изданий, делает редакционной коллегии «Музыкального обозрения» немалую честь. Разве нам известна другая газета, которая ставит целью создать единое музыкально-информационное пространство в России? Разве есть такое же явление музыкальной прессы, среди достижений которого множество концертно-фестивальных проектов, режессирование и спонсирование различных музыкальных мероприятий, презентаций, сотрудничество и продуктивная творческая работа со студиями телевидения, радиовещания, звукозаписи? Существует столь же прогрессивная и мощная музыкальная пресса, поддерживающая активные партнерские отношения как с крупнейшими бизнес- компаниями России, так и лично с представителями музыкального кругов- знаменитыми артистами, музыкантами, композиторами?

Газета «Музыкальное обозрение» широко отметила свой 15-й День рождения в 2004 году. Событие вошло в разряд всероссийских. Еще бы! 38 городов России оказались вовлечены в грандиозный проект. В каждом из городов прошли концерты, сложившиеся в общий идейный цикл. К тому же событию прибавилось еще одно, не менее значительное: вышел в читательский свет 250-й юбилейный номер «Музыкального обозрения». Центром притяжения взглядов стала премьера опуса, приуроченного к празднованию фестиваля: Десять взглядов на десять заповедей Это уникальное откровение 10 композиторов, 10-ти судеб, музыкальное приношение законам Бытия… Оно стало отражением и нашей повседневной жизни. Проект «Музыкального обозрения» не только посвятил «10 взглядов…» фестивальным дням, но и вывел это коллективное творение на самостоятельную тропу…

Что натолкнуло музыкальных обозревателей на мысль отпраздновать свои 17 лет? Может это еще одна возможность напомнить о себе или желание воплотить нечто оригинальное, отличное от того, что было создано ранее? во всяком случае для нас, юных и пытливых сея затея- повод к размышлениям....Совсем другое дело, куда они могут завести:) но разве не в этом суть и цель конкурса студенческих работ?

Очень радует, что фестивальное17-летие «Музыкального обозрения» отмечается и в Ростове. Тем более приятно наблюдать тесное сотрудничество, вернее содружество ростовских музыкальных организаций(музыкального театра, консерватории) и Музыкального обозрения.Событие получило воплощение творческими силами музыкантов (педагогов и студентов) Ростовской Государственной консерватории им. Рахманинова: от самой молодой -ученицы лицея Любови Чаленко до корифеев музыкальной сцены- заслуженного артиста России, профессора В. Дайча, ансамбля «Каприччио»...Это подтверждает высокий статус консерватории среди других музыкальных ВУЗов страны, а также доверие и уверенность в профессионализме руководства.

Ростов стоит в ряду важнейших культурных центров, где ежегодно проходят музыкальные фестивали крупного масштаба, сольные концерты, научные конференции и мастер- классы. Ростов Гостеприимный радушен и к отечественным, и к заграничным гостям. Ростовские исполнители и на этот раз восторженно приняли творческое предприятие «Музыкального обозрения». Программа концерта продумана и сложена с изыском. Объято два столетия, реки разных стилевых направлений пересеклись в точке «17»,концертные номера афористичны: некоторые из них уже получили постоянную прописку на сцене, другие же возможно будут услышаны нами впервые. Контекст-цифра 17… Камерность составов и исполняемых произведений настраивает на субъективность, располагает к искренности восприятия…При каких еще обстоятельствах мы услышали бы подобную программу?

Цифра 17, как некая магистральная идея, объединила в концертный цикл произведения композиторов, написанные в 17-летнем возрасте и сочинения, отмеченные опусом 17. 17- летний человек… Если вы романтик, ваших губ непременно коснется улыбка, нахлынут воспоминания, потеплеет в сердце…У каждого свое представление о возрасте юности. Вас непреодолимо тянуло творить, вы хотели создать нечто прекрасное и, тем самым, привести весь мир в восхищение!:) Это время максимального наполнения творческими силами и идеями. Возраст 17 тоже своего рода опус, а музыка 17- летнего композитора- творческий автопортрет, биография его юношеских чувств, эмоций, первой любви. В них- необычайная прелестная свежесть, легкий румянец и горящий взгляд…В памяти возникает портрет молодого Рахманинова. Словно запечатлен лик юности, бесконечного вдохновения, просветленности и ясности! Мятежные, беснующиеся струны души юного Паганини исполняют Страдание...А теперь представим себе !7-летнего Шостаковича: острота восприятия, опасное озорство мысли, танцующей скерцо на лезвии ножа…Прокофьевская детство-молодость,играющая в токкату…Возможно эти эмоции когда-либо переживались и вами? А что же опус 17? Здесь горизонты нашей фантазии могут зайти в бесконечность. Для одного композитора ор.17-раннее сочинение, опыт на пути к художественному великолепию, для другого- пора композиторской зрелости и рождения шедевров. Общее одно: в каждом из них отражается творческий путь художника.Возможно портрет художника нашего времени покажется нам несколько прозаическим,отчасти циничным... Теперь это не зазорно и действительно так. В искусстве лик творца закономерно созвучен лику отражаемого им времени. А Музыкальное обозрение закономерно преобразилось в современную летопись музыкальной

Сюзанна Балаева