В разных уголках времени и пространства…

«Ростовские премьеры» – день третий

Третий день фестиваля – 10 ноября. Премьера за премьерой, открытие за открытием… Публика жадно поглощает еще неизведанную музыку, составляя новые представления о современном авангарде. Программа этого концерта оказалась премьерной лишь отчасти, но свежее дыхание новизны явственно витало под сводами Большого зала Ростовской филармонии.

Концерт с «польским акцентом»: за пультом Ростовского академического симфонического оркестра дирижер – Роман Ревакович, управляющий лучшими коллективами Польши и Украины. При поверхностном взгляде на программу было трудно уловить связь между заявленными произведениями. Связь эта стала ясной в ходе слушания: леденящая душу атональность Лютославского – прозрачная упоенность лирики Шопена – щемящая улыбка «Сумерек» Канчели… Мы как будто находились в разных уголках времени и пространства. Как это ни удивительно, как ни парадоксально, объединяющим моментом программы выступила именно полярность.

Двойственное впечатление от Третьей симфонии Витольда Лютославского: одновременно чувство острой эмоциональности, даже безумства – и безжизненности. Мистическое ощущение пчелиного улья, в котором роится тревога, страх, он вот-вот вырвется наружу!.. Тяжело для слуха, тяжело для внутреннего восприятия. Но разве можно назвать прекрасным и гармоничным наше время, прямым откликом на которое является современное музыкальное искусство?

После «депрессии» первого отделения Второй концерт для фортепиано с оркестром Шопена в исполнении лауреата международного конкурса Антона Игубнова прозвучал с какой-то особой изысканностью и нежностью. За роялем словно музицировал сам Шопен: легкая, парящая, но всегда доминирующая клавиатура. Сам внешний облик исполнителя – юного, болезненно-худощавого юноши, с шевелюрой непослушных волос, с большими, но чуткими руками – так напомнил образ любимого нами вечного и неисправимого романтика…

Не станем лукавить, эпицентром интереса собравшихся на концерте слушателей была именно финальная пьеса. Каждое новое творение Гии Канчели просвещенная публика ждет с замиранием сердца. Композитор является постоянным участником «Ростовских премьер», что, несомненно, делает фестивалю честь.

«Сумерки» для скрипки, альта, синтезатора и струнного оркестра – образец композиторской зрелости. Все закономерно, симметрично, организованно. Это Музыка для Души… При отсутствии программности, перед нами объемный пейзаж в трехмерном изображении. Не просто картина – движение!

Канчели – композитор, связавший свое творчество с театром (многолетняя работа в Тбилисском драматическом театре им. Ш. Руставели). Он овладел живописно-метафорическим видением мира. В своей музыке он сразу и композитор, и драматург, и режиссер, и декоратор… Образы – живые души, человеческие лица. Даже в загробном «Стиксе» мертвые души «говорят».

Сотрудничество с мастерами театра (Р. Стуруа, Г. Товстоногов) и кино (Г. Данелия, Э. Шенгелая) сделало его композитором музыкального изображения, визуалистического восприятия мира, порождающего, прежде всего, духовный отклик. «Я просто пишу тихую музыку», – подчеркивает Канчели. «Сумерками» он словно хотел сказать: «Тсс! Послушайте, как шепчут деревья, как уходит закат, отражаясь в стоячей воде озера, как поклоняются травы дуновению ветра, как истаивает в холодеющем небе грузинский напев…»

Аура струнных охватила пространство зала. Ирина Чипижная (скрипка) и Юрий Тканов (альт) – блистательный соло-дуэт! Со струн словно лилось само волшебство! Ведь исполнение тишины подвластно лишь истинным мастерам.

Этот концерт, как и другие вечера «Ростовских премьер», расширил горизонты нашего представления о современной музыке и исполнителях, побудил оглянуться в прошлое и сопоставить то, что услышано много раньше, и то, что едва увидело свет

Сюзанна Балаева