Симфония – эксперимент: бред или гениальное новшество?

Событие концерт, состоявшееся 3 декабря в большом зале Ростовской филармонии, проходившее в рамках фестиваля «Единый мир музыки», интересно и необычно, как справедливо отметил во вступительном слове Анатолий Моисеевич Цукер, во всех смыслах. Во-первых, это само содержание концерта: в первом отделении звучала премьера в исполнении взрослых профессиональных музыкантов, а во втором – джазовые композиции детского биг-бенда. Во-вторых, это само сочинение, премьера которого состоялась. Уникальной оказалась как сама идея, так и её воплощение: Концерт – симфония для рок – группы, хора и симфонического оркестра под названием «Вхождения в реку». В современно музыке не часто встречается такой синтез. Анатолий Моисеевич упомянул о 2 подобных явлениях: концерт Ленинградского симфонического оркестра и группы «Аквариум» и такой же концерт группы «Deep Purple». Ещё на память приходит блестящее выступление рок – группы «Queen» с филадельфийским симфоническим оркестром – вот, пожалуй, и всё. И то, что ростовчанам довелось присутствовать на подобном концерте – это огромное счастье. Тем более что это сочинение, я уверена, ждёт большое будущее. Автор его – Михаил Фуксман – замечательный композитор: в его творчестве и сложные полифонические произведения. И различные романсы, медитативная музыка. А в этом произведении. На мой взгляд, произошёл синтез всего, что было в его музыке и появилось много нового. В симфонии 7 частей, названия которых очень интересны и необычны, например: «Чёрное озеро», «Альфа», «Собаки». Михаил Фуксман написал к своему произведению длинную автоаннотацию. Очень хорошо, что Цукер зачитал хоть часть из неё, по крайней мере стало понятно приблизительное содержание и какой язык в тексте использовал автор – а это ни много ни мало – русский, латынь, немецкий и испанский. Жаль, что как хор не старался, практически ни одного слова слышно не было. Но даже это не умалило гениальности музыки, которая так завела зал, что вместе со всеми захотелось забыть про святое правило «не хлопать между частями» и слить весь этот прекрасный мелос у скрипок оркестра, «бешеные» ритмы джаза, блюза, рока с нескончаемыми аплодисментами.

Второе отделение началось на той же ноте всеобщего приподнятого настроения. Детский биг-бенд джазовой школы имени Кима Назаретова показали блестяще высокий уровень исполнения. И в этом, конечно же, большая заслуга художественного руководителя Андрея Мачнева, который смог в наше время, когда детей не уговоришь идти в музыкальную школу, собрать вокруг себя ребят, увлечь их, заинтересовать – ведь действительно сложилось ощущение, что эти дети не мыслят себя без музыки, тем более без джаза.

Лично мне впервые посчастливилось быть на симфоническом концерте в неакадемической обстановке, тем приятнее было видеть на сцене не только привычные фраки на оркестрантах, но и свободную форму на рок- музыкантах, включая автора, игравшего на клавишных. Действительно, как сказал Андрей Мачнев, расходиться не хотелось, хотелось слушать джаз снова и снова; не часто присутствуешь на концертах, где ощущаешь себя причастным к звучащей музыке, чувствуешь себя «единым с миром музыки».

Пагу Екатерина