Актеры одного концерта

Хотя этот концерт (6 ноября) проходил в рамках фестиваля к столетию Д.Шостаковича, он мог быть включен и в «Ростовские премьеры», так как многие произведения звучали на ростовской сцене впервые.

Так, например, состоялась премьера «Предисловия к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» – произведения вообще крайне редко исполняемого. Оно является ироническим автокомментарием Шостаковича по поводу имеющихся у него регалий и написано в год 60-летнего юбилея композитора.

Вокальная музыка – далеко не главная область творчества Д. Шостаковича. Но воплощение слова в музыке привлекало его на протяжении всего творческого пути. Он начал свой путь как композитор, пишущий музыку со словом. Среди его ранних сочинений – вокальные Вторая и Третья симфонии, две оперы и т. д. В камерно-вокальной музыке он раскрывал столь же глубокие мысли и чувства, что и в симфонии, квартете, инструментальном концерте, опере. Вокальная музыка вобрала в себя весь спектр образов – глубокую лирику, драму, трагедию и сатиру.

Программа концерта охватила основные периоды создания камерно-вокальных сочинений. От первого значительного произведения – четырех романсов на стихи А. Пушкина до «Четырех стихотворений капитана Лебядкина» – последнего камерно-вокального сочинения композитора.

Романсы на стихи А. Пушкина были написаны в 1936 году, к столетию гибели поэта. Уже в этом произведении воплощены две основные темы лирико-философских циклов композитора: трагические предчувствия, пророчества и тема творчества, которые получат развитие в трех последних циклах подобного типа.

Гость концерта и исполнитель большей части произведений – Сергей Борисович Яковенко – давний друг ростовской консерватории. С. Яковенко – выдающийся камерный певец, народный артист России. Он является автором книг о замечательных музыкантах современности и ряда статей по вопросам вокального искусства. Он известен как активный пропагандист творчества современных композиторов. Певец стал первым исполнителем произведений Ю. Буцко, С. Губайдуллиной, Э. Денисова и ряда других авторов. Многие произведения создавались в расчете на исполнительские возможности певца и посвящены ему. На сцене С. Яковенко претворил свой основной исполнительский принцип: «Камерный концерт – это театр, умноженный на число действующих лиц». Актер и певец в одном лице, без декораций и сценических костюмов создавал на протяжении всего концерта галерею образов-портретов персонажей вокальной музыки Шостаковича.

Цикл «Из еврейской народной поэзии», написанный для трех солистов, приближается к своего рода камерной опере. Герои цикла – люди, униженные и оскорбленные бедностью, нуждой, беззащитные и страдающие. В контексте конца 40-х годов, когда свежа была память о жизнях, загубленных в военные годы, когда новая волна репрессий в стране принесла новые жертвы, мотивы еврейский песен прошлого обретали смысл, созвучный трагедии настоящего. Естественно, в то время цикл не исполнялся. Ростовчанам его представили Татьяна Шорлуян, Надежда Карапетян, Михаил Акименко и концертмейстер Наталья Симонова – в том же составе цикл исполнялся и девять лет назад. Эмоциональность, вокальное мастерство, актерская выразительность жестов и мимики позволили исполнителям создать три образа, три человеческих характера, и в целом – драму народа.

Во втором отделении концерта звучали произведения позднего периода творчества композитора. Сатирическая линия Пяти романсов на слова из журнала «Крокодил», где возникает своеобразная серия портретов-карикатур в духе любимого Шостаковичем М. Зощенко, была продолжена в «Четырех стихотворениях капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Ф. Достоевского. Графоман, «шут» капитан Лебядкин предстает в цикле как театральный персонаж, вступающий в диалог с публикой, с партнером-концертмейстером. Перед каждым романсом С. Яковенко зачитывал фрагменты характеристики Лебядкина из романа, чтобы зрители могли еще лучше представить себе образ этого горе-стихоплета. Завершили концерт два романса из «Сюиты на стихи Микеланджело Буонарроти», относящейся к сфере философской лирики. Глубокий смысл стихов и проникновенное исполнение Сергея Яковенко держали слушателей в эмоциональном напряжении до последней ноты.

Аккомпанировала певцу весь вечер Светлана Хугаева.

Вел концерт доктор искусствоведения, профессор Анатолий Цукер. Музыка Д. Шостаковича в течение долгого времени занимала важное место в творчестве исследователя. А циклом «Из еврейской народной поэзии» А. Цукер занимался еще в студенческие годы. Музыковед представил слушателям панораму вокального творчества выдающегося композитора. И вместе с «актерами» концерта приоткрыл дверцу в мир музыки Д. Шостаковича.

Анна Явдошенко