«Трещотка прокаженного…»

С концерта хоровой и камерной музыки Д. Шостаковича

Музыка

Д. Д. Ш.

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

1958 г.

Трудно представить себе, сколько пережито гением XX века. И теперь говорить о фестивале, посвященном 100-летию Д.Д.Шостаковича в форме рядовой рецензии уже невозможно: не тот формат, как говорят в наше время.

Фестиваль получился неажиотажным. Это нисколько не умалило уникальность и высокий класс концертов, отзвучавших в его рамках. На них присутствовали истинные почитатели творчества мастера, ценители, благодарные слушатели, те, кто видел автора тогда, воочию, и кто недавно обрел своего великого художника, учителя, проповедника истины – в музыке. И это вполне закономерно. Все задуманное и осуществленное стало отражением его скромного величия.

1 ноября состоялся один из фестивальных концертов, посвященных юбилею великого композитора. В зале ощущалась особая атмосфера философской настроенности. Емкое вступительное слово доктора искусствоведения профессора А. Селицкого обозначило верный ориентир восприятия. Слушателей собралось не так много, но это были те, которые действительно пришли осознанно. Избранная просвещенная деликатная публика. Никакой мишуры и помпы. Только музыка и память сердца.

Музыканты в строгом черном облачении. В программе концерта – гармония камерности: квартет, трио, концертино… Да, мы знаем разного Шостаковича, но в тот день прозвучали вехи композиторского глубокомыслия, те самые опусы, каждый из которых словно щит отражал удары судьбы опального композитора в суровое время. Время творческой и жизненной зрелости, время в контексте войны, время в стальном кольце политического режима, время, о котором Шостаковичем была написана летопись…

Не лирою влюбленного
Иду прельщать народ,
Трещотка прокаженного
В моих руках поет.
(А. Ахматова. «Вереница четверостиший»)

В каждом из исполненных произведений тонко очерченные, словно в паутине, пересеклись нити тревоги, страха, борьбы, страданий композитора. И эта камерность… В сознании возникает навязчивая картина убогого жилища, тесной каморки, где и убежище, и зловещая тишина…

Когда спускаюсь с фонарем в подвал,
Мне кажется - опять глухой обвал
Уже по узкой лестнице грохочет.
Чадит фонарь, вернуться не могу,
А знаю, что иду туда, к врагу.
И я прошу как милости... Но там
Темно и тихо...
(А. Ахматова. «Подвал памяти»)

Каждое из услышанных нами произведений было прочувствовано исполнителями. Впечатлило то, что Шостакович был осмыслен современным поколением музыкантов. Восьмой струнный квартет в исполнении студентов Ростовской консерватории заставил оглянуться в прошлое: почти осязаемым оказались для нас ужасы фашизма, тяготы войны, миллионы человеческих жертв… Благодаря высококлассному, мастерскому выступлению заслуженного артиста России, профессора В.Дайча, в Адажио и Скерцо прозвучал не только сам Шостакович, но и Бах, Мусоргский, Прокофьев… Раскрылись полярные грани и лики Мастера: сильного духом борца в хорах из цикла на стихи революционных поэтов (хор РГК под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора ЮВасильева), страдающего и протестующего героя – в Трио памяти Соллертинского, блистательно воссозданном Рахманиновским трио (заслуженный деятель искусств, профессор В. Денежкин, народный артист России, профессор М. Щербаков, доцент Л. Борисова)...

О музыке композитора сложила оду Анна Ахматова. Поэтесса с трагической судьбой, узница жестокого времени, она облекла в стих судьбу своего великого современника. «Дмитрию Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле», – написала она на подаренной ему книге стихов.

Ее же стихами незримо оплетено Концертино для двух фортепиано ор. 94. На концерте оно прозвучало в исполнении заслуженной артистки России, профессора Р.Скороходовой и профессора И. Бендицкого. Помещенное в начале этих заметок стихотворение «Музыка», посвященное композитору, по стечению обстоятельств было написано примерно в период появления Концертино...

Каждое время по-своему сурово, но оставляет о себе не только мрачную, но и светлую память. Одной из страниц светлой памяти для нас навсегда останется музыка Дмитрия Шостаковича.

Сюзанна Балаева