Воспоминая незабытое

24 августа Киму Назаретову исполнилось бы 70 лет. По совершенно понятным причинам концерт памяти мастера состоялся именно сейчас, а не во время летних отпусков, когда большинство гостей было невозможно собрать в один день в одном зале.

Первый день зимы. Год 2006. Джазовые круги южной столицы и многочисленные поклонники горячей музыки отметили юбилей великого сына донской земли и признанного «отца» джаза в Ростове.

Зал музыкального театра был полон, что не может не радовать, на концерт было не пробраться… Жива память о Киме Назаретове! Одни помнят, другие слышали от тех, кто помнит. И скромный автор позволит себе упомянуть: по счастливой случайности, я и сама попала в зал по чужому пригласительному (за что мне ни капельки не стыдно), неожиданно освободившемуся в последний момент. Ведь спонсоров, или, как с улыбкой назвал их искрометный ведущий Владимир Фейертаг, «друзей джаза» было достаточно, а билеты на концерт были довольно дорогие. Да и пригласительные достались далеко не всем, кто того заслуживал. Я имею в виду бесчисленных друзей, коллег, соратников и учеников Кима Аведиковича.

Сын маэстро явил себя публике только к началу второго отделения. К сожалению, Петр Кимович не произнес ни одного слова, обращенного к залу. Он общался с нами музыкой... Хотя, может, это и к лучшему. Его тонкая душа и тонкие пальцы, безупречно чувствующие рояль, насытили слушателей сжатой, словно пружина, энергией. В этом смысле Петру Назаретову, конечно, повезло: энергетики ему не занимать: отцовское наследство.

В течение вечера на сцене блистали разные дирижеры: ростовские звезды – Юрий Кинус, Андрей Мачнев, и, конечно, сам Петр Назаретов. Николай Голощапов приехал из Одессы, Николай Кабоев – из Северной Осетии, Георгий Гаранян – из Москвы.

Однако было заметно, что несмотря на обилие знаменитостей, были несправедливо забыты два знаковых и очень популярных в Ростове музыканта, чья деятельность тесно связана с юбиляром: Михаил Радинский и Виктор Бударин, много лет создающие собственную джазовую историю Ростова и имеющие собственные прекрасные оркестры.

Настоящим украшением концерта стал его ведущий – петербуржец Владимир Фейертаг. Большой знаток джаза, незаменимый ведущий всех больших джазовых фестивалей, безусловно, не мог пропустить 70-летний юбилей Кима Аведиковича. Красивый, остроумный, тонко чувствующий публику и настроение на сцене, Владимир Борисович был, как и всегда, великолепен.

Особым образом хочется отметить певицу, которая, по невыясненным обстоятельствам, оказалась в концертной программе единственной. Ирина Шумейко явно обратила на себя внимание всех слушателей не только платьем времен молодости юбиляра – до пола, цвета крови (в дополнение к наряду – такого же цвета огромный цветок на голове), но и своей неординарной манерой исполнения таких хитов, как «It’s all right», «Pepper moon» и «Body and soul»… Думаю, наверняка запомнилось ее пронзительное соло в третьей октаве. Жаль только, что наша многоуважаемая «гостья из Дании» не услышала певицы Ники Маккой, навестившей нас месяц назад в связи с фестивалем «Ростовский джаз: прошлое, настоящее, будущее». Но в любом случае, самомнения Ирине Шумейко было не занимать. И она, как истинная датчанка, даже благодарила публику скромным «Thank you»... Она была, что называется, в образе.

Подошло время упомянуть о музыкантах, которые весь вечер не покидали сцены. Муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова особенно порадовал публику в самом начале – когда во время видеофильма о мастере, где демонстрировались отрывки концертных выступлений, оркестр тут же повторял их. Это была на самом деле оригинальная находка режиссера. Перечислять оркестрантов по именам и фамилиям не имеет смысла: этих прекрасных музыкантов знает весь музыкальный Ростов и его окрестности.

Безусловно, вместить в трехчасовой концерт все, что хотелось и следовало бы показать, организаторам было просто не под силу, уж очень мало времени для этого. Это ведь не классическая музыка, где хотя бы примерно можно рассчитать длительность произведений. Это джаз, где хозяин положения – исполнитель, от которого зависит полет его фантазии и как следствие – продолжительность импровизаций.

Кстати, о классической музыке: Ким Назаретов был не просто замечательным пианистом классической традиции, он начинал свою профессиональную деятельность именно в этом качестве! Очень, очень много его выпускников (именно пианистов-«классиков»!) пришло на концерт, посвященный его памяти. Так почему же об этой сфере его творчества забыли? В качестве обратного примера можно привести его юбилейный, последний концерт в Москве, незадолго до смерти, где классике и джазу было отведено равное количество времени – по одному отделению.

И все-таки жаль, что это всего лишь один концерт. Как говорят, «хорошо, но мало».

Подводя итоги... Не хочется подводить никаких итогов. Ведь это же джаз! Пусть это замечательное настроение, оставшееся после концерта, будет с нами подольше, пусть греет нас в это холодное и пасмурное время года, наполняет жизнь энергией и радует нас! И мы ждем новых джазовых событий: концертов, фестивалей, мастер-классов, конкурсов... Во время которых всегда особенно хорошо понятно: джаз, начало которому положил в Ростове великий Ким Назаретов, живет.

Марина Мухаметова