От авангарда – к традиции

Совершилось самое ожидаемое событие фестиваля «Ростовские премьеры»: 2 декабря в Большом зале филармонии Кшиштоф Пендерецкий дал авторский концерт

Первая зимняя суббота стала кульминацией большого события, которым вот уже почти месяц живет весь музыкальный Ростов – фестиваля «Ростовские премьеры». Пожалуй, именно к этому дню был устремлен весь фестиваль, а сам концерт стал одним из его самых ожидаемых моментов. Вечер этот не просто привлек полный зал гостей. Событие такого масштаба случается раз в несколько десятилетий, поэтому его не смогли пропустить не только ростовчане, но и поклонники современной музыки из соседних областей и даже государств.

Конечно, композитор, дирижирующий свою программу из собственных сочинений, давно не редкость. Небанальность момента, сенсационность – в другом. Кшиштоф Пендерецкий – одна из ведущих композиторских фигур наших дней, без него облик современной музыки был бы совершенно иным. Это была встреча с выдающимся композитором и дирижером, общественным деятелем, наконец, легендой мировой современной музыки – Кшиштофом Пендерецким. Он является обладателем внушительного количества званий и наград, свидетельствующих о широком международном признании: специальная премия в Каннах «Самому выдающемуся из ныне живущих композиторов», почетный член народной музыкальной академии в Лондоне и Стокгольме, лауреат почетной премии США, рыцарь ордена св. Георгия, почетный гражданин Страсбурга и мн. др.

По масштабности события приезд Пендерецкого в Ростов сравним с приездами М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича.

Прошло более половины столетия со времени, когда начал писать Пендерецкий, времени расцвета, даже «разгула» авангарда (именно это слово употребил ведущий концерта профессор А. Цукер). Одним из творцов послевоенного авангарда и был Пендерецкий. Так, в роли новатора-ниспровергателя, он вошел в музыкальную жизнь Польши и всего мира. Смелые, радикальные эксперименты в области сонорно-акустических свойств музыки, небывалое расширение ее тембровых границ, поиски звуковой материи нового типа – таковы цели и достижения уже самого раннего периода творчества. Исследователи отмечают, как очень важное, само стремление открыть в прошлом неиспользованные, нерастраченные резервы, приблизить все жизнестойкое, сохранившее свою действенность, к нашему времени.

Теперь мастер пишет совсем иную музыку, ориентированную не на прием, а на смысл, на красоту звучания, мелодизм, на широкое дыхание музыкальной ткани.

Два сочинения композитора, прозвучавшие 2 декабря (а также знакомство с новыми сочинениями Пендерецкого во время творческой встречи 3 декабря) прояснили, казалось, самый волнующий вопрос – единства стиля, техники, методов. Пятая симфония и «Concerto grosso» для трех виолончелей и оркестра показали, что пережитый композитором период исканий не прошел бесследно, что его накопления отразились и на «неоромантической» музыке последнего времени.

Симфонию Пендерецкий понимает так, как ее понимали его великие предшественники. В частности, Малер, который говорил, что для него написать симфонию означает построить мир. И картина мира была выстроена настолько впечатляюще, логично и ясно в такой актуальной сегодня и почти неограниченной в возможностях одночастности; дышала такой интонационно-мелодической выразительностью, что вряд ли оставила кого-то равнодушным. В этом сочинении трудно было не узнать бетховенский мотив судьбы, рождающийся из уверенных, но единичных ударов в начале и звучащий в обратном порядке, а затем распадающийся в конце; не услышать возгласов тромбона (подобно 6-й симфонии Чайковского), не заметить «эха» труб с балконов (Малер)… Вечные знаки мирового симфонизма, всегда «сегодняшние».

Поворот Пендерецкого к романтической традиции не снял прежних противоречий, но представил их по-новому. Ведь в современном мире «всеобщих связей и всеобщего разъединения» (М. Е. Тараканов) уже не представляется возможным просто писать музыку так, как это делали классики. Новая музыка Пендерецного – действительно новая.

«Concerto grosso» – сочинение местами еще более романтичное, чем симфония, местами – более экспериментальное. Многочисленные лирические фрагменты с ярко выраженной мелодикой сменяются эпизодами, когда все внимание приковывает длительное становление отдельного звука, демонстрирующего свою красочность, многомерность на фоне прозрачной ткани.

Ярко виртуозные, эффектные и выразительные сольные партии исполнили народный артист России, профессор М. Щербаков, лауреат международного конкурса М. Замарь, заслуженный артист РИ, лауреат международных конкурсов В. Колосов. Ростовский академический симфонический оркестр под управлением мастера звучал особенно хорошо. Позже, на вопрос ответил ли наш коллектив поставленным задачам, автор ответил просто: «Исполнением доволен».

На встрече с Пендерецким коллега композитора, профессор РГК В. Ф. Красноскулов выразил ему сердечную благодарность «за все то, что он сделал для музыки». Ведь, действительно, при всей изобретательности авангардной музыки, многогранности ее способностей, ее потенциала, прекрасно не только КАК сделана музыка, но ЧТО в ней выражено.

Евгения Головко