Маленький концерт к большому юбилею

Консерватория отмечает 150-летие С. И. Танеева

Музыкальная жизнь нашего города в ушедшем 2006 году была насыщена яркими событиями, юбилеями, богата концертами (100-летие со дня рождения Д. Д. Шостаковича, фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры», приуроченный к этому юбилею). Так что весенняя премьера в музыкальном театре оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, вызвавшая дискуссии по поводу смелых режиссерских находок, и предстоящее в октябре празднование 40-летия консерватории воспринимаются как логическое продолжение бесконечного событийного «марафона».

И на фоне этого калейдоскопа сменяющих друг друга музыкальных «празднеств» очень блекло выглядит такая важная в истории русской, да пожалуй, и мировой культуры дата – 150-летие со дня рождения великого русского композитора, пианиста, музыкального ученого, педагога – Сергея Ивановича Танеева.

Это имя не часто встречается на афишах филармонических концертов. Многие знакомы с творчеством Сергея Ивановича только благодаря урокам музыкальной литературы, полифонии. А ведь композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам. Здесь представлены и опера («Орестея» – первая опера русской школы на античный сюжет), и симфония (наиболее известна последняя, Четвертая), и камерно-вокальная лирика (около 60 романсов, вокальные ансамбли), и многочисленные камерно-инструментальные произведения (около 20 трио, квартетов, квинтетов). Неоценим вклад композитора в развитие отечественной хоровой музыки. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений конца XIX – начала XX веков: лирической кантаты «Иоанн Дамаскин» и монументального полотна «По прочтении псалма», отдельных произведения и циклы для хора a cappella, где блестяще применяется сложная полифоническая техника.

Ростовская консерватория посвятила этой знаменательной дате три концерта, постаравшись представить жанровую палитру творчества великого композитора: хоровую, камерно–вокальную и камерно-инструментальную музыку.

Исполнение в большом зале филармонии кантаты «Иоанн Дамаскин» открыло праздничную триаду юбилейных концертов. Самое знаменитое произведение композитора прозвучало силами студенческого симфонического оркестра (дирижер – профессор Юрий Машин) и хора консерватории (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Васильев). Заполненный слушателями Большой зал филармонии – лучшее доказательство почитания творчества юбиляра.

В тихой интимной обстановке Малого зала консерватории 30 марта состоялся концерт, посвященный вокальной лирике композитора. Немногочисленные слушатели – большей частью «неконсерваторские», в основном, родные и друзья исполнителей – пришли почти за час до концерта, боясь не успеть занять место в зале. Среди публики оказались и большие любители и завсегдатаи подобных камерных концертов, устраиваемых консерваторией.

Студенты вокального отделения подарили прекрасный вечер, представив слушателям весь неповторимый образный строй камерной лирики Танеева. Очень интересно была выстроена программа концерта, включавшая романсы и ансамбли композитора, как часто исполняемые, так почти совсем неизвестные широкому кругу слушателей. Романтический «театр» вокальной музыки Танеева представил своих персонажей.

Первые три номера – дуэт «Как нежишь ты, серебряная ночь» (Вера Сопельник, Эрна Мурадова), романс «Люди спят» (Вера Сопельник), терцет «С озера веет прохлада и нега» (Вера Сопельник, Эрна Мурадова, Нана Черкезия) – погрузили слушателей в атмосферу покоя, созерцания. Спокойствие, умиротворенность – настроения юных девушек, любующихся ночным пейзажем – передалось публике. И в этом ночном безмолвии завороженных слушателей так удивительно прозрачно, пейзажно, как эхо звучало замирающее piano уходящего дня.

И вот перед нами монолог страдающего юноши (Игорь Харитонов) – «Мой ум подавлен был тоской». Обуреваемый страстным желанием преодолеть ночную мглу, холодной дрожью проникающую в его сердце, герой стремится к лучам любви над бездной зла. Актерское мастерство, прочувствованность образа помогли исполнителю передать все тонкости характера своего персонажа.

Комический терцет «Однажды к попадье» (Игорь Харитонов, Геворг Григорян, Юрий Зеленин) прозвучал как разрядка после напряженного монолога. Смех у публики вызвали не только слова (басня Козьмы Пруткова), но и мимика исполнителей – лакеев, пытающихся раздавить червя у попадьи на шеи.

Следующие несколько номеров (Марина Ивашина, Динара Назирова), знаменитый романс «В дымке-невидимке» (Анна Бородавко), проникнутый томной неги, созерцанием ночного, озаренного лунным светом сада, и элегия «Когда, кружась, осенние листы» (Елена Горшкова), раскрывающие различные оттенки лирических чувств, подвели к своеобразной кульминации концерта – романсу «Музыка». Этот гимн величайшему из искусств звучал и как гимн творчеству великого композитора:

Порою музыка объемлет дух, как море:
О, бледная звезда,
Под черной крышей туч, в эфирных бездн просторе,
К тебе я рвусь тогда.

Ш. Бодлер, перевод Эллиса

Виктории Соловьевой удалось удивительно тонко передать восторженное настроение, упоение красотой музыки. Мягкий, искрящийся тембр ее голоса как нельзя лучше подошел к характеру данного произведения.

Дуэт «Вакхическая песня» (Николай Белолюбцев, Юрий Зеленин) завершил концертную программу. Исполнители вышли на сцену с бокалами. Двойной смысл стоял за этим интересным приемом. С одной стороны, исполнители отдали дань творчеству великого юбиляра, посвятив ему такой замечательный концерт. С другой стороны, поздравили всех присутствующих любителей музыки с этим важным событием.

Восторг, слезы радости, бурные аплодисменты – пожалуй, лучшая награда исполнителям, приблизившим такое уже далекое прекрасное к нам сегодняшним. А один дедушка так расплакался, что во время piano у вокалиста в зале были слышны его всхлипывания.

Так плачут чаще в театре, чем на концерте. Действительно, каждый исполнитель демонстрировал мастерство перевоплощения в изображаемый образ, что позволило создать маленький «театр» с многочисленными персонажами. Актерские удачи, а также четкая дикция покрывали некоторые чисто вокальные «кляксы», не очень заметные на общем фоне, но все же имевшие место.

И, конечно, нельзя не сказать о блиставшей в этот вечер Жанне Прохорович. Она не просто концертмейстер, она – равноправный участник ансамбля. Передача тонкости эмоционального состояния каждого романса, своеобразное «договаривание» недосказанного в вокальной партии, виртуозное владение инструментом, безупречное знание всех особенностей тембра своего партнера – этот список достоинств Жанны Прохорович можно продолжать и продолжать.

…Публика еще долго не хотела расходиться, обсуждая услышанное, восторгаясь исполнителями.

P. S. В апреле нас ждет еще одна встреча с творчеством Танеева. Завершающий юбилейную триаду концерт будет посвящен камерно-инструментальной музыке композитора.

Анна Явдошенко