Сердца четырех

Играет квартет гитаристов

Гитара обладает волшебным свойством собирать в круг самых близких и искренних людей. Тихий и благородный звук гитары никогда не претендовал на доминирующую роль в ансамбле. В каком бы качестве ни выступала гитара – солирующего инструмента или сопутствующего, она окружает своих партнеров высоким ореолом камерности.

Квартет гитаристов – явление нечастое в музыкальном исполнительстве. Все четыре участника, являясь солистами, служат и надежным подспорьем друг другу.

Вечер 4 апреля собрал в малом зале Ростовской филармонии любителей гитары. Играет квартет гитаристов «24 strings» («24 струны»). В составе квартета – студенты Ростовской консерватории  Ю. Алешников, А. Глушкин, А. Иванов, А. Акинитов (класс проф. А. С. Данилова). За сравнительно недолгий период существования коллектив успел одержать победу на международном конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге, где им было присвоено почетное звание лауреатов I премии.

Реализации творческого проекта «24 strings» в значительной степени содействовал ректор РГК и, одновременно, художественный руководитель квартета А. С. Данилов. Идея объединить солирующих гитаристов в ансамбль принадлежит одному из участников коллектива Ю. Алешникову. Им же составлена и программа концерта; многие вошедшие в нее произведения исполнялись в Белгороде гитарным ансамблем его отца.

Практически все заявленные сочинения – пьесы современных композиторов, оригинальные композиции, то есть изначально написанные для дуэта или квартета гитар. Музыка для гитары итальянских, русских, испанских, американских авторов свидетельствует о любви к этому инструменту во всем мире и во все времена.

Атмосфера вечера импонировала тихой проникновенностью музыки, исполнительской искренностью солистов. В отличие от предыдущей программы, лирической, эта отличалась обращением к интеллекту слушателя. Становится очевидным, что гитара может исполнять не только серенады, фламенко и цыганские романсы, но и рациональные композиции в духе авангарда. «24 strings» позиционирует себя как коллектив, играющий музыку высокого духа и ума.

Особенно в этом плане показательны сюиты датского композитора Р. Дьенса, прочно вошедшие в репертуар состава четырех. «Северная сторона» – своего рода посвящение Дании в стиле модерн. Музыкальная ткань насыщена шумовыми, ударными эффектами, «бродящими» звуками… Партита И. С. Баха E-dur в переложении Н. Кошкина – классика в образцовой оправе! В родной своей «ипостаси» гитара выступила и в «Эстампах». При высочайшей культуре звука – самые разные грани лирики: пейзажи, жанровые зарисовки, танцевальные номера.

Никакого надрыва, все легко, беззаботно, безоблачно, словно на крыльях и на одном дыхании прозвучала романтическая коллекция репертуара гитаристов.

Молодые исполнители артистичны, и в новой программе ввели ряд сценических деталей. В одной из частей сюиты Р. Дьенса («Тунис») они надели в африканские головные уборы. А заигравший как будто невзначай мобильный телефон Антона Глушкина, стал камешком в огород «мобильной» публики. Отключайте мобильные телефоны, уважаемые слушатели!

Особенно зрелищными и захватывающими были моменты сложных музыкальных и ударно-шумовых перекличек, исполняемых на корпусе инструмента. Тогда же стала особенно ощутима сплоченность исполнителей, как будто их сердца бились в едином пульсе.

Сюзанна Балаева