Апрельский джаз: равнение на выпуск

Каждое третье воскресенье город охватывает джазовое настроение. Оно концентрируется в Камерном зале Ростовской консерватории, где студенты эстрадно-джазового отделения совершенно бесплатные (но это только пока!) играют концерты. Апрельский «Джаз в полдень» (почему, кстати, в полдень?) всегда встречается по-особенному, потому что именно в этом месяце главными артистами неизменно, на протяжении многих лет, являются выпускники отделения.

В 2007 году консерватория дарит миру четырех выпускников-джазменов – двух пианистов и двух барабанщиков. Каждый из них одарен по-своему, но, безусловно, все они заслуживают похвалы. Выпускники показывали программу в двух ансамблях – Илья Филиппов (фортепиано, клавишные) и Данил Джигкаев (ударные) в первом составе, дополненные прекрасным коллективом музыкантов – Владиславом Окуневым (гитара), Максимом Вострецовым (бас-гитара), Евгением Рингом (альт-саксофон). Ансамбль занимается в классе преподавателя А. Ф. Родицы. Второй ансамбль класса К. В. Крит был в составе: Клавдия Якимович (фортепиано) и Сергей Талалаев (ударные); аккомпанирующая функция принадлежала Павлу Филиппову (контрабас), Андрею Мулюкину (тенор-саксофон).

Первое и главное обстоятельство, бросившееся в глаза всем и каждому – порядок выхода ансамблей на сцену, общая концепция концерта. По большому счету, она отсутствовала, и, по-моему, это заметили все слушатели. После блестящей техники, музыкального вкуса, эстетики звучания и артистизма, показанных первым ансамблем (первым не только по порядку выступления в концерте!), главным действующим лицом и лидером которого является, бесспорно, один из сильнейших пианистов юга России Илья Филиппов, слушать второй ансамбль как минимум неинтересно не только профессионалам, собравшимся в зале, но и многочисленным любителям джазовой музыки.

Музыканты открывающего ансамбля продемонстрировали разные и важнейшие этапы становления современного джаза: это E. Marsalis, D. Zavinul, P. Metheney, M. Brecker. Все, что звучало дальше, представляется обычной работой совершенно обычной, ничем не примечательной студенческой команды, репетирующей в аудитории. К тому же произведения не показали нам широты музыкальных стилей. Единственное, что «вытягивало» ансамбль, – тенор-саксофон Андрея Мулюкина и контрабас Павла Филиппова, уже окончивших консерваторию: здесь слышалась джазовая артикуляция и ясность музыкальной мысли.

Замечательно разбил два джазовых ансамбля блюзовой нотой на «до» и «после» Евгений Белин – музыкант с тонким чувством стиля и творческой неповторимостью. После его соло, сделанное качественно и с юмором, зал, конечно, не поскупился на аплодисменты!

В заключение концерта звучало необычное произведение, написанное C. Corea для двух ударных установок, рояля, клавиш и бас-гитары. В этом ансамбле участвовали все четверо выпускников и Гарик Кочабащян – басист с очень интересной и необычной постановкой. Впрочем, его техника игры от этого не страдает совершенно. Ансамбль выигрывал также за счет Ильи Филиппова – техники, энергетики и обаяния этому пианисту не занимать, а его игра радовала не только слух, что, несомненно, очень важно, но и глаз.

Впереди нас ждет открытый всероссийский джазовый конкурс, в котором примет участие Илья Филиппов, и государственные экзамены (тоже, кстати, открытые), в котором участие придется все-таки принять всем выпускникам и не только. В общем, будет интересно.

А в джазе по-другому и не бывает, господа!

Марина Мухаметова