«Любовь к трем апельсинам» – с ума сойти!

Фантазия в манере Э. Т. А. Гофмана

Я давно работаю плотником в этой клинике (да, плотником, слово «плотница» оскорбляет мой слух), приходилось видеть разное, клиника ведь особая, но такого, пожалуй, нет.

Осенний теплый день. Память еще хранит летние морские запахи и скрежет песка во рту, радостные крики детей и ощущение полного спокойствия, благодати. Сидя на скамейке местного больничного парка, я ушла в греющие мысли, как вдруг мою тишину нарушил чей-то мрачный голос. Молодой человек – невысокого роста, крепкого телосложения, светлокожий, со вздернутым носом – представился Принцем, держал себя соответственно, и бормотал что-то невнятное.

Удивил, подумала я, здесь каждый – или Принц, или Баба Яга, или президент России, или Наполеон. Но этот, кажется новичок, здешних постояльцев я знаю, как знаю их историю, то есть, собственно, историю болезни, особенности поведения.

Заинтересовало меня другое: юноша утверждал, что он Принц из сказки Карло Гоцци. Ну, думаю, очередной поэт или филолог зачитался, и по возрасту подходит: как раз в это время, перезанимавшись, уже можно сойти куда-нибудь. Но он добавил: из сказки Гоцци и оперы Сергея Прокофьева. Тут уж я перестала что-либо понимать. Хотела было спросить: «Так ты Принц театральный или настоящий?», но он говорил не останавливаясь. Историю была удивительная, и не запечатлеть ее было бы преступлением, честное слово, тем более что работа – не волк, и погодка уж очень удалась.

Принц (буду и я его так называть) рассказывал, что был он тяжко болен, и излечить его пытался Маг Челий (если я правильно расслышала и записала), а мешала Магу в этом некая, с не менее странно звучащим именем, Фата Моргана. Живут в королевстве также Лирики, Трагики, Комики, Пустоголовые (ну, этих везде хватает), плюс десять Чудаков, а также Чертенята, Медики, Придворные, Уроды, Пьяницы, Обжоры и еще кто-то. «Не тесновато ли?», – подумала я.

Молодой человек был, как я уже сказала, мрачен, но все, о чем он сообщал, представлялось веселым и забавным. Мне начинало нравиться это вымышленное государство, несмотря на явный перебор странных персонажей…

Итак, с самого юного возраста бедный принц болен ипохондрической болезнью. Медики, маги и философы ничего не могли с этим поделать. Сказали, что помочь ему может только смех и что ему необходимо влюбиться в три апельсина. Кстати, я тоже люблю апельсины и всем советую.

Отправляясь в путешествие за цитрусовыми (очевидно, в королевстве наблюдался товарный дефицит), он облачился в костюм американского бойскаута. Вместе с ним отправился Труффальдино. Беспрестанно смеющийся, он помогал ему справляться с препятствиями на пути к счастью. А препятствия были следующие:

1. Принцесса Клариче, племянница короля, красивейшая женщина, но, как часто случается с красавицами, с уймой отрицательных качеств.

2. Леандр, который в заговоре с Клариче против Принца. Обаятельный мужчина, статный, с бородой и легкой ухмылкой.

3. Кухарка необъятных размеров, обладающая зычным басом и любящая женские украшения.

4. Фарфарелло – дьявол; без него, конечно, не обошлось.

5. Смеральдина – смазливая арапка, которая тоже в заговоре с Клариче и Леандром против Принца.

Ну, думаю, и армия собралась против одного ипохондрика, кажется, одной кухарки хватило бы против всего королевства! Симпатичны только принцессы Линетта, Николетта и Нинетта, но очень уж слабенькие. Они живут почему-то в апельсинах, мало того, без воды и прочих удобств. Именно Нинетта была спасена, то есть напоена, накормлена, обута и одета, остальные скоропостижно скончались.

Но самое главное, все они – Король, подданные, Принц, все-все-все – совсем не разговаривают у себя там, в королевстве. Они поют. Пение, только пение, ну, и танцы тоже, и не просто так – подрыгались и разошлись, а настоящие балетные постановки! Рассказывая, мой собеседник напевал время от времени острые, задиристые мотивы, и среди них – блестящий, замечательно веселый и колючий, как сильно газированная минералка, марш!

…Меня позвал врач, попросил с этим пациентом долго не разговаривать, так как это его перевозбуждает, хотя перевозбуждена была я. Врач также рассказал, что молодого человека привезли прямо со спектакля Большого театра, гастроли которого начались в помещении Ростовского музыкального, и что там он смотрел постановку оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

От восторга он сошел с ума и возомнил себя Принцем!

Перспектива сойти с ума меня не прельщала, но, жутко заинтригованная, я все же отправилась в ростовский оперный, вслед за «Принцем», и увидела, что настоящего Принца, то есть театрального, играет Сергей Гайдей, в роли Труффальдино – народный артист России Вячеслав Войнаровский (кто-то за моей спиной шепнул: «русский Паваротти»), Фаты Моргана – заслуженная артистка России Ирина Рубцова… Поистине звездный состав, есть с чего сойти с ума!

Самым искусным певцом оказался Труффальдино, у него бархатный, благородный голос, публика его любят, он очень известен в музыкальных кругах. Слабенькими голосками обладают Линетта, Николетта и Нинетта, зато они красивы. Правда, Николетта несколько старовата для принцессы. Кухарка поет низким, сочным басом, хотя звука, говорят, все равно мало. Хор, да, да, у них есть хор, цельный и стройный. Заведуют хором Валерий Борисов, Александр Критский, Юлия Молчанова. Много у них там трудоустроенных людей, подумала я, видимо богатое государство (хоть апельсинов и не завезли)!

Королевство, как и описывал пациент, разделено на несколько планов. Так он выразился, я же увидела что-то вроде этажей. А вместо королевских нарядов они носят одежды со знаками игральных карт. Леандр, например, первый министр короля, одет картой Пик, а сам король – Треф. Чертенята одеты во все черное; как же, с детства помню: четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Чудаки расхаживают внутри больших шаров – может, в качестве защиты от нападения или они должны соответствовать своему имени? Волшебники, что добрый, что злая, то есть те самые Маг Челий и Фата Моргана, одеты во что-то черно-белое.

Есть и балет, с яркими костюмами – то такими же черно-белыми, то с ромбиками и квадратами («В стиле Малевича», – услышала я за спиной), но зачастую они не очень синхронно танцуют. Руководит балетом Михаил Кисляров. Ни больше ни меньше, есть постановщик по цирковым трюкам, Р. Цитилишвили: он учит горожан акробатическим номерам, различным вывертам и прыжкам.

Все праздники во дворце и их планировку устроил режиссер Питер Устинов. Тоже странно звучащее имя, но на самом деле ничего странного. Соседи по креслам говорили, что предки его – русские, мать была пианистка, а сам он родился в Лондоне, умер в Швейцарии и за долгую жизнь прославился как актер, режиссер, драматург и писатель. Он был помешан на театре Мейерхольда и на творчестве символистов. Все его постановки очень удачны, в них много отсылок к другим эпохам, культурным пластам, он все любит зашифровывать в тонкие коды, которые способен разгадать только знаток!

Ему помогает в работе потрясающий, по слову того же «Принца», оркестр и дирижер Александр Титов, а есть еще и наиглавнейший дирижер Александр Ведерников. Оркестр–вокалист–дирижер–режиссер – это единый организм, сплоченный музыкой. Мало фальши, блестящие соло (чего стоит только соло на тубе Константина Гаранина), хотя иногда, как выразился «Принц», баланс звучания оркестра и певцов нарушается.

Посреди фойе театра, стоял – что вы думаете? – огромный шоколадный рояль. Его нельзя было ни потрогать, ни понюхать, ни, тем более, попробовать. Да от одного этого можно тронуться умом!

Потрясающее зрелище, великолепная музыка! Мои впечатления укладываются в формулу «четыре С»: Стильно. Современно. Слаженно. Смешно.

Альфия Карина