Да здравствует Ростовский джаз!

7 и 8 ноября вновь стали праздничными: кафедра эстрадно-джазовой музыки отмечала свое 25-летие

Пионеру российского высшего джазового образования – кафедре эстрадно-джазовой музыки Ростовской консерватории – четверть века!

Празднику были посвящены два больших концерта, которые вылились в международный фестиваль джаза. Организаторы поступили смело, но, несомненно, правильно, пригласив для участия в двухдневном марафоне как совсем молодых музыкантов (учащихся детской джазовой школы им. Кима Назаретова, студентов училища), так и маститых, давно ставших популярными музыкантов, гастролирующих по всему миру, но начавших свой творческий путь в нашем вузе. Юбилей совпал с другой важной датой – в этом году консерватория справляет свое 40-летие.

Конечно, Большой зал филармонии был полон. Музыканты, со сцены поздравляющие кафедру во главе с ее заведующим Петром Кимовичем Назаретовым, неоднократно отмечали, как приятно видеть столько знакомых лиц в зале. Казалось, здесь все друг друга знают; атмосфера была настолько теплой, что после концерта зрители попросту не хотели расходиться, ведь многие не виделись немало лет. Сами концерты были весьма разнообразны по содержанию: в программах легко сочетались традиционный джаз и латино, диксиленд, фанк и симфоджаз…

День первый

Торжественное открытие праздника было поручено диксиленду «Dixiefriends» – составу, который уже на протяжении многих лет участвует в ростовских джазовых фестивалях (и почему-то всегда их открывает). Ансамбль удивительно сплоченный и безупречно чувствующий свой стиль. Непонятно одно: почему свой репертуар музыканты вот уже много лет практически не меняют… Темы были настолько знакомы, что слушатели, зная многие из них в исполнении ансамбля наизусть, подпевали. Более того, выступления раз от раза становятся все более предсказуемыми, все «фишки» давно известны, и поэтому хотелось бы пожелать музыкантам внести в репертуар и манеру исполнения хотя бы немного новизны, неожиданности, свежести.

Джаз в профессиональном исполнении школьников – явление уникальное и уже само по себе заслуживающее похвалы. Ведь если закрыть глаза и просто слушать биг-бэнд джазовой школы им. К. А. Назаретова под управлением Андрея Мачнева, и не скажешь, что играют дети – настолько безукоризненны всегда их выступления. Отыграв нескольких традиционных джазовых тем, бэнд закончил выступление своим коронным номером – песней «Вдоль по Питерской» в очень интересной, на пять четвертей, «театральной» аранжировке лидера оркестра Андрея Мачнева. Еще одной «вишенкой на торте» была их маленькая вокалистка – Соня Стативко, прекрасная белокурая девочка, которая в прошлом году, например, импровизировала на той же филармонической сцене с самим Дэнисом Роландом. Она пела песню под названием «Папа, мама, я и джаз». И пусть кто-то считает, что она еще слишком мала для таких серьезных концертов и еще не совсем осознает музыку, которую поет. Юная солистка прекрасно держится на сцене, импровизирует и, самое главное, и ей, и публике всегда нравятся ее выступления.

После оваций, которые достались детскому оркестру, сложно выступать в принципе любому взрослому составу, недаром почти всегда его ставят «под занавес». На сей раз в невыгодном положении оказался квартет студентов училища искусств под руководством Юрия Подкользина, молодого талантливого педагога (сам он играл в этом ансамбле на контрабасе).

Выступление септета пианиста Ильи Филиппова – Д. Сагамонянц (ударные), М. Вострецов (бас), В. Окунев (гитара), А. Боярских (тромбон), А. Саркисян (саксофон) и Ю. Сабитов (труба) – увы, не отличалось таким высоким уровнем, как обычно. Оно было ярким и насыщенным по материалу (который, опять-таки, многие уже не раз слышали в лучшем их исполнении), но ансамблю несколько не хватало сыгранности. В нескольких соло самого Ильи появилась некая угловатость, в принципе не присущая его стилю, невыстроенность кульминаций. Куда пропали идеальные мелодические линии и безумно красивые гармонии, которыми всегда восхищались слушатели? Темы вроде бы те же, но вот начинка… не такая вкусная.

Просто потрясающим было открывшее второе отделение выступление «New Centropezn»-квартета в составе: А. Рустамянц (фортепиано), А. Мачнев (саксофон), В. Перов (бас) и Г. Дерацуев (ударные). Музыканты всегда радуют публику отличным вкусом, предпочитая исключительно традиционный джаз. Но в этот раз они немного отступили от своего привычного настроения и «зажгли» по полной программе. Лирическая композиция «Мои университеты», посвященная учителям (Арам Рустамянц, пианист и нынешний директор детской джазовой школы им. К. А. Назаретова – первый выпускник Петра Назаретова), тронула каждого слушателя. Ансамбль буквально не отпускали со сцены! Зал гремел несколько минут, а музыканты смущенно улыбались… Это было одно из лучших выступлений за два фестивальных дня.

Игорь Эпштейн (в прошлом контрабасист, а теперь скрипач) настолько разволновался, что забыл все слова, которые хотел сказать… Маэстро – ныне ректор музыкальной академии в г. Кельне (Германия), вспоминал, как последний раз стоял на сцене Ростовской филармонии ровно 20 лет назад, как учился вместе с Петром Назаретовым. И сыграл вместе с ним и Павлом Филипповым (контрабас) несколько классических джазовых композиций. Талантливый человек талантлив во всем, и он доказал это всего за несколько минут. Энергетика музыканта такова, что ему не нужно демонстрировать сложные технические элементы, дабы кому-то что-то доказать (как это бывает у многих российских музыкантов). Он играл простые мелодии, а зал был «у его ног». Есть чему поучиться!

Следующий ансамбль – необычный: М. Кабальскис (перкуссия), Д. Сагамонянц и Р. Галстян (ударные), И. Убилава (бас). Интересно, ново и в контексте концерта смотрелось очень выигрышно.

Горячие ритмы продолжил ансамбль «Los Mariachos» во главе с Андреем Бердниковым и Константином Соколовским (гитара). Сильные гитаристы, большая сыгранная ударно-перкуссионная секция и, конечно, потрясающий латиноамериканец-вокалист завели всех с пол-оборота. Если бы в зале не было кресел, все танцевали бы.

В завершении очень большого концерта (а длился он свыше четырех часов) выступил биг-бэнд Ростовской консерватории под управлением А. Олейникова и приглашенный гость Валерий Колесников (труба). Несколько разнообразных тем удачно завершили первый день юбилея, оставив приятное «послевкусие», которое длилось весь следующий день, пока мы ждали вторую порцию джаза по-ростовски.

День второй

Открывший программу «Дон Супер Бэнд» под управлением Виктора Бударина – один из лучших составов города. Ансамбль, играющий музыку любой сложности (конечно, большинство аранжировок принадлежит самому Виктору Георгиевичу), на неизменно качественном уровне, не может не восхищать. Само имя Виктора Бударина – эквивалент хорошего стиля и безупречного исполнения.

Заданную бэндом высокую планку достойно удержали гитаристы Ара Родица и Валерий Крамаренко, выступившие своим известным дуэтом под названием «Астория». Ансамбль существует уже давно, артисты безупречно чувствуют и дополняют друг друга. Музыканты создали жаркую испанскую атмосферу; слушать их было легко и приятно.

В «Andrew’s quartet» играют аспиранты консерватории А. Мулюкин (саксофон), П. Филиппов (контрабас), Е. Лубяная (фортепиано), А. Мудраков (ударные). Выступление было бы ярким и запоминающимся, если бы не одно «но». К сожалению, хорошее впечатление от игры квартета немного подпортили финальные поклоны и пламенные речи. Конечно, недавней победой на международном конкурсе в Испании нужно гордиться, но во всем нужно знать меру, чувствовать тонкую грань между осознанием своих высоких профессиональных достижений и самолюбованием. Публика очень восприимчива к этому и все чувствует, особенно если это публика – сплошь музыканты, добрая половина из которых – сами лауреаты всех возможных конкурсов. Особенно учитывая, что в этот вечер на той же сцене до и после уважаемых музыкантов играли не менее уважаемые, которые говорили меньше, а играли, честно говоря, намного лучше.

«Los Flamingos» во главе с Лизой Кабоевой (стоит ли говорить о том, что она также лауреат международного конкурса!) продолжили тематику, заданную дуэтом «Астория». Музыканты в стильных рубашках и шляпах устроили настоящее костюмированное представление, а сама Лиза, как обычно, поражала не только вокалом и отличным владением перкуссией, но и своими яркими сценическими нарядами.

«Самый запрещенный из всех запрещенных барабанщиков В. Пивторыпавло» (как выразилась ведущая вечера) продолжил концерт вместе с ансамблем Андрея Мордасова. В последние годы Виктора приглашают практически на все джазовые фестивали, но его игра, в отличие от имени, к сожалению, особенного впечатления не производит, а во время выступлений в голове мелькает лишь одно: «Ай-ай-ай-ай, убили негра». И неясно, какая связь между некогда популярной группой «Запрещенные барабанщики» и джазом?

Следующий дуэт был особенный, единственный в своем роде. Супруги Георгий и Ангелина Келешьян (совсем скоро ожидающие пополнения в семействе) сыграли потрясающий дуэт на двух роялях – смесь джаза, классики и армянской музыки.

В завершение праздничного марафона мы услышали симфоджаз под управлением дирижера Юрия Ткаченко, с приглашенными Андреем Ивановым (контрабас) и Михаилом Ивановым (фортепиано). Последняя пьеса «Fiesta» (Андрей Иванов), где к джазменам и симфоническому оркестру присоединился Петр Назаретов – просто «уложила всех на обе лопатки». Достойное завершение юбилея!

Марина Мухаметова