Сорок, сорок, двенадцать и двенадцать

Человечество давно мечтает о создании «машины времени». Эта идея будоражит умы как представителей науки техники, так и искусства. Я, дорогой мой читатель, тоже решила использовать сей «агрегат» для перемещения в истории, – в истории Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, которой в этом году исполнилось сорок лет.

В связи с этим событием на сценах консерватории, филармонии и музыкального театра идут концерты выпускников разных лет и нынешних студентов. Всё это своеобразная дань уважения тем людям, которые являются созидателями и хранителями дома высокого академического искусства – консерватории.

Первым честь поздравить вуз представилась воспитанникам кафедры хорового дирижирования, которая существует со дня основания консерватории. Вот здесь нам и пригодится вышеупомянутая «машина времени», с ее помощью мы отправимся в те памятные дни и попытаемся проследить историю зарождения профессионального хорового искусства.

Итак… Поехали!

На дворе 1967-й год, январь, 23-е число. Министерство культуры РСФСР назначило ректором Ростовского государственного музыкально-педагогического института Владимира Германовича Шипулина.

Эта фигура очень важна для нашей истории и требует пристального внимания, так как именно он стал мощным «дубом», пустившим длинные, прочные корни, а также родивший множество «желудей», разбросанных сейчас по всей земле! Именно В. Г. Шипулин стал основателем кафедры хорового дирижирования.

Владимир Германович родился 20 апреля 1924 года в Вологде. Начальное музыкальное образование получил в школе при Ленинградской государственной академической капелле. В 1945 поступил, а в 1950 году окончил с отличием Ленинградскую консерваторию. В 1951 году (в возрасте 27 лет!) назначен директором музыкальной школы для особо одаренных детей при Ленинградской консерватории, параллельно преподавал на кафедре хорового дирижирования этой консерватории.

Специально не хочется упускать даты и подробности жизни этого человека, так как для истории важны люди, которые как комета, оставляют после себя длинный мерцающий шлейф. А шлейф у Мастера Шипулина не просто мерцающий, он блестит золотом и драгоценными камнями!

Он соткан из деятельности его учеников – теперь весьма выдающихся личностей.

Марис Янсонс. Не буду перечислять все бесконечные регалии дирижера, упомяну только, что он народный артист РСФСР, Кавалер Звезды Королевского норвежского ордена «За заслуги», почетный член Королевской Академии музыки в Лондоне, с 2004 года является главным дирижером Королевского оркестра в Амстердаме.

Вадим Афанасьев. Выпускник Ленинградской консерватории по классу хорового дирижирования В. Г. Шипулина и А. В. Михайлова, курс оперно-симфонического дирижирования проходил у профессора А. К. Янсонса. Заведовал кафедрой хорового дирижирования в Ростовской консерватории с 1979 по 1982 год. В 1982 году В. П. Афанасьев был приглашен дирижером Ленинградского Государственного Академического Малого театра оперы и балета (ныне Театр оперы и балета им. М. Мусоргского), где за 10 лет он осуществил 19 постановок. Создатель и руководитель Мужского хора Санкт-Петербурга. В 1996 году стал президентом регионального общественного фонда «Певчие Руси».

Эвелина Ходош. Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, награждена значком Министерства культуры СССР «За отличную работу», профессор кафедры хорового дирижирования Ростовской консерватории.

Виктор Гончаров. Народный артист России, почетный магистр хоровой музыки Германии, профессор кафедры хорового дирижирования Ростовской консерватории. Создатель и руководитель синтез-хора «Певчие Тихого Дона».

Весь список не перечесть, но и этих фамилий хватает для осознания значимости фигуры Владимира Шипулина в жизни хоровой музыки вообще, и в Ростовской консерватории в частности.

Возвращаемся теперь в 2007 год, а именно в шесть часов вечера 19 ноября.

Поехали!

И мы попадаем на большой концерт хоровой музыки, посвященный, с одной стороны, сорокалетию консерватории, с другой, – сорокалетию кафедры хорового дирижирования в консерватории. Правильно отметил ведущий концерта доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер, что это напоминает строение матрешки – юбилей в юбилее!

На сцене выступало 12 коллективов –не только из Ростова, но и Таганрога, Азова, Минеральных Вод! Все дирижеры коллективов являются выпускниками Ростовской консерватории, которые пришли показать, чему научила и что дала им кафедра хорового дирижирования.

Многие из них (В. Афанасьев, Э. Ходош, В. Гончаров, Г. Хорошайло) – корни того самого дуба, а большинство (студенты и учащиеся училищ и музыкальных школ) – его желуди.

В концерте были и очень удачные выступления коллективов, были номера и не очень, но это лишь признак роста!

Затрону наиболее яркие и запоминающиеся моменты.

Чести открыть концерт удостоился (впрочем, не зря) коллектив детского хора при консерватории (художественный руководитель профессор Сергей Тараканов). Первое прозвучало произведение П. Чеснокова «Хвалите Господа с небес», а вторым – русская народная песня «Вдоль по Питерской» в обработке Г. Муратова. Показалось, что соседство этих двух произведений символично: хвалите Господа за то, что однажды, вдоль по Питерской, в город Ростов направился Владимир Германович Шипулин полный сил и энтузиазма, и сделал то, что сделал.

Оба коллектива под управлением Сергея Тараканова («Анастасия», детский хор при консерватории) звучали стройно, чисто, была видна огромная работа хора и его руководителя.

Стоит также отметить работу Галины Владимировны Мамалиевой из города Минеральные Воды: женский хор музыкального колледжа им. В. И. Сафонова под ее руководством удивил свежестью программы, качеством исполнения, зажигательной энергетикой.

Не менее удачно прозвучал камерный хор «Соловушко» ростовской ДМШ им. П. И. Чайковского под управлением Евгении Седых. Они исполнили «Весенние воды» С. В. Рахманинова, где коллектив убедительно передал возбужденно-радостное настроение, и часть из Магнификата А. Вивальди, прозвучавшую строго и аскетично.

Бурными аплодисментами приветствовала публика синтез-хор «Певчие Тихого Дона» под управлением Виктора Гончарова. Для исполнения донской казачьей песни «Пролегала путь-дорожка» дирижер задействовал весь зал! Женская половина зала должна была хлопать в ладоши на слабые доли, а мужская половина топать ногами на сильные. Судя по овациям, эта игровая форма явно пришлась по нраву публике.

Закрывали концерт хор Ростовской консерватории, которым руководили два дирижера – Вадим Афанасьев и Юрий Васильев. Они исполнили произведения Свиридова, Архангельского и Чеснокова. Кстати, с этого же произведения Чеснокова «Хвалите Господа с небес» и начинался концерт, тем самым перекинулась смысловая арка-радуга между началом и концом.

Хотя концерт длился более двух часов, публика совсем не устала, несмотря на отсутствие антракта. Наоборот: всем захотелось петь, присоединившись к хористам, стать с ними единым организмом. И это желание как нельзя лучше понял дирижер Ю. Васильев, предложив публике стоя спеть «Многая лета» консерватории, кафедре хорового дирижирования и всему живому!

Альфия Карина