Весь этот джаз по-ростовски

IV международный джазовый фестиваль с громким именем «Джаз по-ростовски. Все звезды», прошедший 16-17 ноября в Ростове-на-Дону, хочется поставить в пример всем организаторам всех фестивалей. Пример того, как не надо организовывать подобные события, если Вы уважаете публику и в следующих сезонах хотите вновь продать все билеты на фестивальные концерты.

В этот раз фестиваль оказался самым несуразным за все годы своего существования. Единственная отрада – приезд (вот уже второй год подряд) Андрея Хижнякова, «испанца» ростовского происхождения, потрясающе владеющего клавишами и играющего абсолютно во всех стилях, и Виктора Борилова (гитара), маэстро, который является для ростовчан, да и не только, живой легендой. А вот все остальное…

В красочных афишах и буклетах были заявлены, конечно, в основном, ростовские (в прошлом и настоящем) музыканты.

Открывал фестиваль, конечно, диксиленд «Dixie Friends». А это уже до того смешно, что постепенно становится как-то не до смеха. Ну сколько же можно, придя на джазовый фестиваль, чувствовать себя героем фильма «День сурка»? Уже не нужно даже читать афиш! И так понятно, что первым на сцену, как всегда, выйдет диксиленд. Можно даже с уверенностью угадать процентов 90 их репертуара. Выступление коллектива в этот раз хотя бы под конец было варьировано. К «Dixie Friends» присоединились гости фестиваля: степенный Евгений Гнездилов – саксофон, кларнет (США), вычурный Александр Тучков (под псевдонимом Louis Terza) – труба (Италия) и спокойный Евгений Белин – тромбон (Украина – Россия). Музыка была принята «на ура». Объясняется это тем, что в зале было очень мало музыкантов. Что, в принципе, не удивительно: люди знают наперед, что здесь будет, а посещать фестивали Рафаила Туишева, их организатора и ведущего, только ради того, чтобы посмотреть «шоу» (далеко не всегда в хорошем смысле этого слова), не видят смысла. Попутно совет бессменному ведущему фестиваля – выучить отчество великого русского композитора Сергея Рахманинова, чье имя носит наша консерватория. Даже многие не-музыканты все-таки знают, что его отчество не «Владимирович».

Одну композицию после выступления диксиленда сыграл еще один гость фестиваля Николай Иоаннисян (фортепиано, Ростов-на-Дону). И все бы ничего, да только когда один коллектив находится на сцене сорок минут, а другой (пусть и солист) играет один номер пять минут, это смотрится так, как будто он просто развлекает слушателей, пока готовятся следующие музыканты. Как бы хорошо он ни играл.

Забегая вперед, упомяну еще один состав, который и сейчас базируется в Ростове-на-Дону. Это «Трио ветеранов Ростовского джаза» в составе: Альберт Кандрачьян (фортепиано), Сергей Аджемов (ударные) и Николай Яковлев (контрабас). Они порадовали нас традиционным джазом во второй день фестиваля.

Виктор Борилов (гитара) играл соло долго и интересно. Интересно для музыкантов, которые могут и должны слушать его часами, потому что этот музыкант поистине гениален. А вот обычная публика, которая наполнила зал в этот вечер, порядком подустала. Дуэт, образовавшийся с появлением на сцене Андрея Хижнякова (клавишные), разрядил обстановку. Сам Андрей, с чьего лица все эти два дня не сходила обаятельная улыбка, не может не производить приятного впечатления – ведь ему действительно подвластны любые джазовые стили. При этом он во всем знает меру: нельзя усомниться в его потрясающих технических возможностях, которые он умело «маскирует» как в разнообразных гармонических поддержках, так и в потрясающе выстроенных, «вкусных» соло. И их дуэт с Виктором Бориловым был просто незабываем.

Но, несмотря на эту «незабываемость», музыканты по какой-то непонятной причине в точности повторили все сыгранные композиции во второй раз, на следующий день, что не поддается никакому логическому объяснению. И это еще не все. Все композиции, которые в первый день были исполнены музыкантами вместе с двумя гостьями – Патти Баллинас (ударные, Мексика) и Сантрой Руссо (вокал, Португалия) в интернациональном квартете «Cologne Syndicate», даже известнейшая «Besame Mucho», были повторены на следующий день. Вплоть до жестов певицы, ее речей в моментах импровизаций участников квартета и, конечно же, пения. А это порядка десяти песен. Как была допущена такая вопиющая оплошность, умом не поймешь. Создавалось такое ощущение, что мы находимся не на джазовом фестивале, а на сольном концерте третьесортной португальской певицы, не потрудившейся даже причесаться перед выступлением, исполняющей исключительно бразильские песни. Все это было деликатно названо «латиноамериканский блок». И если в первый день было интересно слушать и Патти, и Сантру, и «костяк» ансамбля в лицах В. Борилова, А. Хижнякова и И. Пашкова (бас), то на второй день хотелось просто встать и уйти.

Но на своих местах всех удерживало желание дождаться второго отделения второго дня – квинтет братьев Текучевых (Москва), и биг-бэнд Федеральной пограничной службы России под руководством народного артиста России полковника Владимира Вепринцева (Москва).

Квинтет исполнил пять песен. Все это были только авторские сочинения Анатолия (вибрафон) и Святослава (саксофон) Текучевых из альбома ансамбля «Неряшливые» – и никаких известных джазовых стандартов. Музыканты обрушили на нас лавину соло каждого инструменталиста в каждой теме. Каждое из которых не отличалось чем-то особенным. Казалось, они лишь соревнуются между собой – кто техничнее. Выразительная сторона музыки как будто и не волновала их. Зато во всеуслышание делались замечания звукорежиссеру.

Пограничники завершили фестиваль. К этому моменту зал опустел более чем на две трети. Титулованный оркестр не смог произвести впечатления на слушателей. И уже ни присутствие в коллективе «звезд» российского джаза, ни популярные стандарты не могли улучшить общее негативное впечатление от IV Международного джазового фестиваля «Джаз по-ростовски. Все звезды».

Марина Мухаметова